Реферат - Орнамент барокко

Оглавление
n1.doc (1 стр.)
Скачать
Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

     Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью. Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко применяется античный мотив акантового листа. В соединении с самыми прихотливыми и неожиданными завитками орнамент из аканта используется почти всеми видами прикладного искусства.




Орнамент барокко
     Орнамент второй половины XVII в. (позднее барокко) строго симметричен, для него характерно подражание архитектурным деталям: колонны, разорванные фронтончики, баллюстрады, консольки. Декор этого периода богат, несколько грузен и величествен. Орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами, жертвенниками, драконами, кариатидами и вазами с цветами.
    

Орнамент барокко в странах Западной Европы

Родоначальницей исторического стиля в пространственных искусствах и музыке, получившего название «барокко», стала Италия, которая в XVI веке дала жизнь и предшествующему стилю эпохи Ренессанса (Возрождения).

С итальянского языка «barocco» переводится как «странный, причудливый», но есть основания связывать это слово и с его португальским аналогом, означавшим жемчужину с неправильной поверхностью. Первые опыты в новом стиле были сделаны в конце XVI века в церковной скульптуре и архитектуре и довольно долго сохраняли многие черты ренессанса.

Расцвет барокко как особого стиля мебели пришелся на середину XVII века. Как все исторические стили, барокко стал к этому времени господствующим стилем во всех областях художественной деятельности, включая церковное и гражданское строительство, производство предметов быта и одежды, ювелирное и оружейное дело, кораблестроение, изготовление приборов (для навигации, часов, телескопов), инструментов и пр.

Общая направленность барокко в композиции объектов – это отход от ясности, строгости и статичности построения формы, свойственных эпохе Возрождения. В это время резко возрастает роль декоративного убранства зданий и оформления вещей. Целью становится создание ощущения силы, живой, действующей энергии, некоего мистического великолепия. Как нельзя кстати это было удобно для нужд католической церкви, которая в это время противостояла движению за реформацию церкви, охватившее Европу. Не случайно барокко называли орудием контрреформации, по замыслам которой храмы должны были служить всеми возможными способами возвеличиванию могущества католицизма – своей архитектурой, скульптурой, живописью, позолотой, светом, музыкой, риторическим пафосом проповедей. Более полно и широко принципы барокко проявились в искусстве тех стран, в которых контрреформация оказалась наиболее успешной – в Италии, Испании и Франции.

Из церковной среды барокко довольно быстро распространилось на архитектуру и убранство дворцов королей, правящей знати и дворянства. Во всех странах Западной Европы, как и в России XVII-XVIII веков, новый стиль оказался впору монархической власти, которая вела борьбу за абсолютизм. В существенно упрощенном виде барокко отразилось и в среде городского и сельского простонародья.

Мебель в стиле барокко (основные черты)

В предметах мебели можно отметить следующие особенности, свойственные барочному стилю:

  1. Все фасадные проекции (или, по крайней мере одна из них) любых видов мебели лишены замкнутой прямоугольности контура, свойственной подавляющему большинству изделий эпохи Ренессанса. Прямоугольность очертаний нарушается, как минимум, узорчато-фигурными навершиями шкафов, спинок кресел и стульев, спинок кроватей в виде криволинейного карниза, фронтона или сандрика с вазами. Поверхности, тем или иным образом вычлененные внутри общего фасадного контура (например, поверхности шкафных дверей, выдвижных ящиков, пилястр), часто имеют также свой собственный фигурный контур.

  2. В мебели барочного стиля отсутствуют такие поверхности, единственным декоративным свойством которых была бы только естественная текстура древесины, как правило, орех или черного дерева. Если в изделии и есть какая-либо большая поверхность, например филенки шкафной двери или столешницы, то она разбивается инкрустацией (интарсия, мозаика), чаще всего узорочной, или по типу «маркети», то есть набором сопряженных плашек толщиной 3-4 мм с различно ориентированной текстурой древесины.

  3. Впервые в истории мебели широк применяются изогнутые поверхности, получаемые столярной обработкой заготовок из массива и гнутья (гнутье массива древесины – достижение эпохи барокко). Часто, но не всегда, и только в дорогостоящих изделиях такие поверхности имеют двери шкафов, передние стенки ящиков, а порой и боковые стенки у комодов, шкафов, столов, бюро, секретеров. Нередко гнутся также передние и боковые части царг стульев, кресел, диванов, столов. Встречаются поверхности, изогнутые как по вертикали, так и по горизонтали, в том числе выпуклые, вогнутые и вымпелообразные, а также выпукло-вогнутые (весьма редко).

  4. Правильный орнамент с бордюрной симметрией, свойственный Ренессансу, а еще раньше готике, а после барокко – классицизму, уступает место свободному узору. Узоры делаются трехмерными, резными, или двухмерными - в технике инкрустации или наложения украшений. Для инкрустации используются такие материалы как желтая медь, слоновая кость, черное дерево, черепаха, драгоценные и полудрагоценные минералы и др. Орнаментальная симметрия на основе ритмического повторения какой-либо фигуры – чужда барочному стилю.

  5. В этом стиле основные мотивы объемных украшений в большинстве своем асимметричны – щиты сложного ломанного или округлого очертания, картуши, раковины, так называемые «усики» (сильно вытянутые, ветвящиеся один из другого листья аканфа), гирлянды, фестоны, голова, бюст и полная фигура человека. Они либо вырезаны из общего массива той или иной детали мебели, либо наложены на нее, будучи изготовлены из древесины, металла, слоновой кости, черепахи и др.

  6. Для барокко свойственна сложная фигурность всех опорных элементов (ножек) шкафов, столов, стульев, кроватей и др., которая получается с помощью резьбы, гнутья массива и в результате точения. Часто ножки имеют характерный вид лапы, возможно с птичьими когтями, - так называемой «кабриоли» (от франц. cabriole – «прыжок»). Значительно реже применяются опоры точеные и витые, которые изготавливались в основном в Германии, Голландии и Англии.

Этапы развития барокко

В эпоху барокко во Франции, где стиль получил наиболее яркое и полное развитие, обозначилась целая плеяда выдающихся мастеров архитектуры и декористики, работавших в мебельном деле, таких как: Жан Лепотр, Даниэль Маро, Шарль Лебрен, Жиль Опенордт и, в особенности, архитектор, живописец, декоратор и столяр-чернодеревец Андре-Шарль Буль с четырьмя его преемниками-сыновьями.

Эпоху Барокко принято делить на четыре периода, которые хронологически совмещаются со временем правления французских королей:


В мебели современного производства элементы стиля барокко воспроизводятся крайне редко, большей частью в предметах мягкой мебели. Весьма распространенная орнаментация растительного характера, объемная и плоская, следующая контуру, например, шкафных дверей и столешниц, является упрощенной стилизацией орнаментики не барокко, а так называемого второго рококо, или неорококо второй половины XIX века.

Орнамент стиля барокко нашел широкое применение в разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой из них свои особые черты. Прихотливый узор из самых различных плодов и листьев, переданных с удивительной выразительностью, встречается в московских церквах конца XVII в. Он покрывает необыкновенной красоты золоченые иконостасы. Этот сложный резной орнамент носил название “Флермской резьбы”, выполнялся специальными мастерами Оружейной палаты.

Орнамент барокко в России

Говоря об архитектуре и мебели барокко в западных странах, нельзя не сказать и о России. Вторая треть XVIII века - время, когда в русской мебели причудливо сочетаются барокко предшествующих лет с пришедшим из Западной Европы рококо. В это время Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский и другие известные архитекторы создают роскошные дома и дворцы с богатыми интерьерами для царской семьи и знати в Петербурге и его окрестностях. Внутреннее убранство зданий великолепно: парадные залы, расположенные анфиладой по одной оси и обильно украшенные позолоченной резьбой, огромные окна и зеркала в простенках, обрамленные пышным декором и создававшие благодаря отражениям иллюзию дополнительного пространства, обилие осветительных приборов, блеск свечей, который дробился и отражался в зеркалах вместе с обилием позолоченной резьбы. Мебель задумывалась архитекторами как часть общего декоративного убранства; она состояла в основном из резных консолей и кресел, которые расставлялась вдоль стен. Парадные залы служили "лицом" дворца, они обставлялись с особым великолепием; при этом обстановке жилых комнат уделялось гораздо меньше внимания.

 В середине XVIII века все еще ощущался недостаток мебели для жилых помещений. В своих «Записках» Екатерина II описывала эти годы: «Двор в то время был так беден мебелью, что те же самые зеркала, кровати, стулья, столы и комоды, которые служили нам в Зимнем дворце, перевозились вслед за нами в Летний дворец, оттуда в Петергоф и даже ездили с нами в Москву. При таких перевозках многое ломалось и билось, и мы получали все в таком изломанном виде, что пользоваться этой мебелью было довольно трудно» (эти записи относятся к 1751 году). Предметов обстановки этого времени сохранилось немного.

Мебель, сделанная для Большого дворца в Петергофе и Екатерининского дворца в Царском Селе, в основном погибла во время Второй мировой войны, а мебель Зимнего дворца - во время пожаров. Основное направление развития художественных мебельных форм определялось влиянием барочных архитекторов - Ф. Растрелли и др., которые сами проектировали мебель для создаваемых ими интерьеров; при этом они привносили новое понимание пропорций мебели, задач ее декорирования, а также значения обивочных тканей, которые сочетались с обивкой стен. Новый характер мебели наиболее явно получает выражение в резьбе: плоской и рельефной, местами прорезной, часто позолоченной. Широко и свободно используется резьба в виде раковин и различных завитков довольно высокого рельефа, стилизованные цветы, почти объемные по своим формам, птицы, фрукты. Резьбой покрывались ножки, царги, рамы зеркал, спинки кресел диванов и стульев. Часто пропадает граница, отделяющая орнамент от предмета, весь предмет превращается в совокупность объемных украшений, опирающихся друг на друга. Помимо барочного орнамента в резьбе присутствуют элементы рококо - раковины, завитки, мотивы волны.

В русской мебели этого времени старые черты часто причудливо сочетаются с новыми, заимствованными у Европы. Из традиционных форм мебели конца XVII века дольше всего сохранялись массивные дубовые столы на широкой царге и мощных точеных ножках, соединенных прямоугольными проножками. В эти же годы стулья, кресла, табуреты часто имеют особо изогнутые ножки с утолщением в верхней части и шарообразной формой на конце. Часто ножка заканчивается когтистой лапой, сжимающей шар.

Мебель начала XVIII века отличается массивностью, энергичными очертаниями, выразительными переходами от широких мест к узким. Существенное место занимают в обстановке шкафы разных форм и назначений. Во второй трети XVIII века русская мебель значительно меняется. На смену большим и тяжелым дубовым столам предыдущего времени приходят облегченные столы из цельного красного дерева. Появляются туалетные столики, комоды, камины для экрана, торшеры, столы для рукоделия и игры в карты.

Основным видом декора становится резьба, почти всегда окрашенная в несколько цветов или позолоченная. Предметы имеют ясно выраженные барочные.


Стены обтягивают шелковыми тканями с крупным цветочным рисунком, либо бархатом насыщенно синего, изумрудно-зеленого или малиново-красного цветов. Такие стены служат отличным фоном для картин, оправленных в тяжелые «золотые» рамы. Можно повесить большие, спускающиеся до пола, тканые ковры и таких же размеров зеркальные полотна, украшенные массивной лепниной с позолотой. Обилие зеркал помогает создать иллюзию глубины пространства, визуально расширить помещение. Стены, облицованные светлым мрамором также яркий пример стилизации интерьера. Уместны ниши для демонстрации мраморных или бронзовых скульптур.
Основной мотив декора — разнообразные орнаменты: в виде ракушек (рокайля), гирлянд из листьев и плодов. Будут уместны витые арабески, разнообразные изгибы акантового листа и ленточных плетений.

Цвет – предпочтительна яркая цветовая гамма. Самые характерные — белый или синий в сочетании с золотым, зеленый. Также использовалось контрастное сочетание интенсивно-голубого или бирюзового с белым, иногда — оранжевого с белым.

Текстиль – ткани должны поражать своим великолепием и роскошью. При помощи парчи оформляются мебель и стены. Плотными шторами из бархата, парчи, атласа, тафты и тяжелого шелка с рисунком занавешиваются окна. Особое место занимают атласные ткани с восточными пейзажами, красочными цветами и птицами. Но наиболее характерным материалом для стиля барокко является бархат.

Потолок как правило, расписной. Живопись — яркая, праздничная. Изображают ангелов, ветви деревьев, фруктовые плоды, животных и птиц.
Можно нарисовать на потолке арки и «соединить» их с реальными колоннами. Такой прием способствует оптическому увеличению высоты помещения. Потолок «отбивается» от стены золоченым лепным или резным карнизом.
Двери оформляют пышными карнизами, десюдепортами — панно, с витиеватым растительным орнаментом или миниатюрной сюжетной композицией.

     К концу XVII в. растительный орнамент постепенно начинает терять условный характер. Вместо вытянутых по прямой линии или завитых крутыми спиралями стеблей изображаются растения в более естественных и близких к природе положениях. Среди растительного орнамента появляются фигуры животных и птиц. На серебряных изделиях изображаются сивиллы, библейские сцены, сказочные существа (русалка, единорог, сирин).
   

 К концу столетия и в первые годы XVIII в. все чаще в орнаменте встречаются плоды и ягоды, пышные связки и целые гирлянды плодов и цветов, подвешенных на лентах, продетых в кольца.








Литература:


  1. http://mir-barocko.narod.ru/Pages/Moda_ornament.htm




  1. http://www.alkom-opt.ru/content/view/293/153/




  1. http://www.artbatik.ru/ornam3.html
Портфель ученика
© lib.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации