Культура и природа

Оглавление
1.ppt (1 стр.)
Скачать



Оппозиция природы (натуры) и культуры является основополагающей в осознании культуры как специфической формы бытия.



Человек поклоняется зверю, солнцу, стихиям. Он не отделяет себя от природы и природу от себя, он растворен в ней практически и духовно, его сознание еще не дошло до расщепления объекта и субъекта. Из-за этого освоение природы, попытка человека понять окружающий его мир происходит с помощью не абстрактно-теоретических соображений, а воображения, воплощенного в форме образных представлений. Так возникает миф - мир мифологических образов. в котором художественное и религиозное мышление не отделены друг от друга, а формируют синкретическое единство.



По мере развития человечества зарождаются и формируются представления о героической личности, которая побеждает силы природы, казавшиеся до тех пор непобедимыми, защищает свою общину от враждебной природы и соседних племен. Так в мифологии возникают сюжеты о Зевсе, победившем титанов, гигантов, Тифона. Появляются новые персонажи - герои, имеющие полу божественное происхождение и вступающие в единоборство с существами, олицетворяющими страшные стихийные силы. Таковы Геракл, победивший немейского льва и лернейскую гидру, проникший в тайны Аида и одолевший их хранителя - пса Цербера; Тезей, победивший Минотавра; Персей, спасший Андромеду. На этом этапе появляются мифы, повествующие о творческом дерзании человека: миф о Фаэтоне, Дедале и Икаре, певце Орфее, путешественниках-мореплавателях аргонавтах.



Таким образом, по мере развития человечества, развития материального производства и общественного сознания происходит постепенное освобождение человека от всевластия над ним стихийных сил природы, зреет осознание качественного отличия человека от животного и выделения человека из природного окружения. Этот процесс наглядно продемонстрировало искусство: от изображения мифологических образов кентавров, сфинксов, русалок, соединявших культурно-человеческий “верх” с животным “низом”, изображения существ со звериными и птичьими головами, оно приходит к портретам и одухотворенно-психологическим скульптурным образам Скопаса.



Ренессансный пантеизм, реабилитировавший материальное, плотское, утвердив антропоцентрическую концепцию человека, прекрасного как в своих духовных, так и физических, природных проявлениях, на некоторое время уравновесил культуру и природу. Но в ХVII-ХVIII веках они вновь стали восприниматься как соперники. Мысль о едином природном Универсуме отошла на второй план. В философии Просвещения появилась рационально сформулированное понятие культуры как отличной от природы искусственной среды существования, в которой возможны всякие переделки, доработки, усовершенствования, улучшения.



С ХVII-ХVIII веков, с их культом опытной науки и разума, дающих возможность человеку контролировать стихийные силы природы, начинается развитие и сциентистско-технократической тенденции. Она продолжается в позитивистском ХIХ веке, а в ХХ веке ее девизом станет формула: «Мы не можем ждать милостей от природы...».


Портфель ученика
© lib.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации