Щетинская А.И., Тавстуха О.Г., Болотова М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей

Оглавление
1.doc (7 стр.)
Скачать
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

А. И. Щетинская, О. Г. Тавстуха М. И. Болотова

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Учебное пособие


Рекомендовано ученым советом Оренбургского государственного педагогического университета в качестве учебного пособия для подготовки бакалавра педагогики по направлению «Педагогика» — 0507.62

Оренбург Издательство ОГПУ 2006

ББК 74.200.58.0 УДК 370.186 Т34

российская

библиотека

20 о в

Рецензенты:

Н. А. Каргапольцева, доктор педагогических наук, профессор Т. Б. Старостина, кандидат педагогических наук, доцент
Щетинская А. И., Тавстуха О. Г., Болотова М. И.

Теория и практика современного дополнительного Т 34 образования детей: учебное пособие / А. И. Щетинская, О. Г. Тавстуха, М. И. Болотова; Мин-во образования и науки РФ; Оренбург, гос. пед. ун-т. — Оренбург: Изд-во ОПТУ,2006.—404 с. I8ВN 5-85859-317-8

Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образо­вательным стандартом высшего профессионального образования по направле­нию «Педагогика» — 0507.62. В пособии раскрываются основы дополнитель­ного образования детей, нормативно-правовые регулятавы деятельности учре­ждения, дается краткая характеристика видов и типов учреждений, педагогиче­ских технологий, специфика учебно-методического обеспечения образователь­ного процесса в учреждении, тенденции развития и пути решения современных проблем системы дополнительного образования. Данное пособие включает программу, тематический план, краткое изложение основных теоретических вопросов по каждой теме.

Пособие адресовано студентам педагогических университетов, институ­тов, колледжей — всем, кто занимается освоением теоретических и практиче­ских аспектов развития дополнительного образования детей.

ББК 74.200.58.0 УДК 370.186
© Щетинская А. И., 2006

© Тавстуха О. Г., 2006

© Болотова М. И., 2006

© Издательство ОПТУ, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

  1. История становления системы дополнительного образования в России 8

  2. Место дополнительного образования детей в современной системе общего образования 31

1.3.Воспитание здоровья, духовности и творчество —
приоритетные стратегии совершенствования современной
системы дополнительного образования 41

РАЗДЕЛ 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕГУЛЯТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ

  1. Нормативно-правовая база деятельности учреждения дополнительного образования детей 57

  2. Программа развития учреждения дополнительного образования детей 67

  3. Образовательная программа и учебный план учреждения дополнительного образования детей 72

  4. Сущность аттестации и государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей 76

РАЗДЕЛ 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ И ВИДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

  1. Виды учреждений дополнительного образования детей...85

  2. Формы детских творческих объединений 88

  3. Службы сопровождения образовательного процесса

в учреждении дополнительного образования детей 96

РАДЕЛ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

4.1. Программа как основополагающий документ
деятельности педагога дополнительного образования 139

  1. Содержание программ дополнительного образования.... 163

  2. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации дополнительного образования 175

РАЗДЕЛ 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

  1. Ретроспективный анализ понятия «педагогическая технология» 186

  2. Классификация технологий дополнительного образования 192


РАЗДЕЛ 6. ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Специфика и содержание деятельности педагога дополнительного образования 218

  2. Личностные достижения детей как критерий результативности деятельности педагога 233

  3. Система повышения квалификации педагогических кадров дополнительного образования 272

РАЗДЕЛ 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

7.1. Многомерный диалог образовательных систем школы и учреждений дополнительного образования детей 304

  1. Создание интегративных организационно-педагогических форм в аспекте решения задач модернизации образования...311

  2. Дополнительное образование детей в условиях общеобразовательных учреждений 321

Приложение 1. Понятийный словарь 331

Приложение 2. Рабочая программа по дисциплине «Теория и практика современного дополнительного образования»... .346

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного пособия обусловлена тем, что в настоящее время дополнительное образование детей в его новом качественном состоянии по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного про­странства, сложившегося в современном российском об­ществе. Оно социально востребовано и требует постоян­ного внимания и поддержки общества и государства как образование, ограниченно сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отра­жение в Национальной доктрине образования Российской Федерации, Федеральной программе развития образова­ния. В Концепции модернизации российского образова­ния подчеркнута важнейшая роль учреждения дополни­тельного образования детей как одного из определяющих факторов развития мобильной, конкурентоспособной личности, адаптированной к современным экономиче­ским условиям.

Пособие предназначено для бакалавров педагогики и ориентировано на образование будущего бакалавра как субъекта профессиональной деятельности, стимулирова­ние потребности в педагогическом совершенствовании и саморазвитии.

Пособие разработано в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образо­вательной программы по дисциплине «Теория, и практика современного дополнительного образования» для подго­товки бакалавра педагогики по направлению «Педагоги­ка» — 0507.62, определяемыми федеральным компонен­том ГОС ВПО.

Главная цель пособия заключается в том, чтобы по­мочь студентам в получении подготовки в области теории и практики современного дополнительного образования; в формировании практических умений и навыков, необ­ходимых для успешной учебной, воспитательной и про­фессиональной педагогической деятельности; для по­строения межличностных и деловых отношений, взаимо­действия с социокультурной и профессиональной средой, воспитания гуманистического отношения к детям, со­блюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных За­коном Российской Федерации «Об образовании», Кон­венцией о правах ребенка. В связи с этим в каждом разде­ле пособия излагаются современные тенденции развития системы дополнительного образования детей и отражено содержание государственного образовательного стандар­та высшего профессионального образования (ценности, цели, содержание, формы дополнительного образования детей, измерение результативности; методологические подходы к развитию дополнительного образования Рос­сии; нормативно-правовые регулятивы организации до­полнительного образования; характеристика типов и ви­дов учреждений дополнительного образования детей; многообразие творческих объединений-коллективов в системе дополнительного образования детей; виды про­грамм дополнительного образования детей; проектирова­ние программ дополнительного образования детей; педа­гогические технологии в системе дополнительного обра­зования; учебно-методическое обеспечение дополнитель­ного образования; педагог дополнительного образования; взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования: цели, содержание, формы, результаты).

Содержание пособия «Теория и практики современно­го дополнительного образования детей» ориентировано на получение бакалаврами теоретической подготовки в области дополнительного образования, профессиональ­ной педагогической деятельности, специфики теории обучения и воспитания, педагогических технологий в системе дополнительного образования детей; формирова­ние у бакалавров практических умений и навыков по ди­агностике, моделированию, прогнозированию, проекти­рованию и решению психолого-педагогических задач и ситуаций, необходимых для учебной, научно-методиче­ской, исследовательской, воспитательной и профессио­нальной педагогической деятельности.

Предлагаемая работа является учебным пособием. Оно рассчитано во многом на самостоятельную работу обучающихся и может использоваться педагогами и управленцами, педагогами и студентами — людьми с раз­ным базовым образованием и разными профессиональ­ными интересами. В помощь им каждый раздел пособия имеет методический аппарат для организации такой рабо­ты. Вопросы и задания по каждому разделу предназначе­ны для самоконтроля и саморазвития и могут быть ис­пользованы для подготовки сообщений на практических занятиях и научно-методических семинарах, конференци­ях. Темы для рефератов могут стать темами выпускных квалификационных работ.

Данное пособие призвано способствовать качествен­ной подготовке студентов к профессиональной деятель­ности, осознанию и усвоению студентами основопола­гающих идей, концепций наук, связанных с обучением, развитием и воспитанием растущей личности, прежде всего с педагогикой и психологией.

Авторы будут признательны всем, кто пришлет свои пожелания по этой книге.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Основная идея: место дополнительного образования в современной системе общего среднего образования. Формирование системы дополнительного образования детей в истории России. Методологические и концептуальные основы, цель и задачи, специфика, функции, содержание дополнительного образования. Духовность, здоровье и творчество — приоритетные стратегии и системообразующие факторы совершенствования современной системы дополнительного образования. Воспитание творчески саморазвивающейся личности.

1.1. История становления системы дополнительного образования в России

Исследование исторических предпосылок развития и становления отечественного воспитания показывает, что оно основывается на культурных традициях и отражает специфику социокультурного развития в России. Особенную ценность в развитии общественного воспитания в России в начале XX века представляет теория внешкольного воспитания Е.Н. Медынского, в которой воспитание рассматривается как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека.

Появление некоторых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». По сути дела, эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.

Однако первые опыты организованного внешкольного образования в России относятся к концу XIX в. и связаны с добровольной деятельностью интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых. Первая теоретическая разработка внешкольного образования - книга В. П. Вахтерова «Внешкольное образование народа». Временем расцвета внешкольной работы, формирования системы внешкольных учреждений стали 20—30-е годы. Именно тогда внедрялись в жизнь интересные педагогические начинания, появлялись оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внеурочной и внешкольной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием детской самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей. Изучались коллективные и групповые формы работы. Среди наиболее известных педагогов, которые внесли огромный вклад в дело становления и развития внешкольного образования в нашей стране, — Е.Н. Медынский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и В.П. Шацкая, А.С. Макаренко, В.Н. Терской. Следует отметить также, что Н.К. Крупская и А.В. Луначарский не только обогатили педагогику своими работами по данной проблеме, но и помогали решать ее на государственном уровне, оказывая влияние на политику образования СССР.

Картина развития внешкольной работы в то время была очень яркой. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному воспитанию. Создавались новые организационные системы, способствующие включению детей в активную общественно-полезную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Поражает само обилие форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы.

В мае 1919 г. С.Т. Шацкий организует на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Функции методического центра отделения выполняла колония «Бодрая жизнь». Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей.

Опытная станция вела работу с детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 г. В 1920 г. дети горняков г. Черемхова объединились в клуб «Красная звездочка», в г. Нолинске Кировской области был создан детский клуб «Цветы коммунизма». В клубах работали кружки, мастерские, библиотеки. В Москве начал работать Государственный театр для детей, несколько позже Детский театр под руководством Н.И. Сац.

В 1922 г. в Петрограде был открыт Детский театр. Его основателем и бессменным руководителем в течение 40 лет был А. Брянцев. В 1922 г. в Хамовническом районе Москвы комитет комсомола с помощью партийных органов на базе детского клуба «Трудовая коммуна» открыл первый в стране Дом пионеров, положивший начало созданию таких учреждений в разных городах и районах страны. В 1923 г. создается Центральная детская экскурсионно-туристская станция для организации туристской работы с детьми, ставшая методическим и организационным центром по краеведению и туризму. С 1925 г. в стране открываются Дома художественного воспитания и самостоятельные детские библиотеки.

В 1925 г. был открыт Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Позже, особенно в послевоенные годы, пионерские лагеря получили массовое развитие. Они решали задачи не только оздоровления детей, но и общественно-политического и трудового воспитания.

Уделялось внимание и развитию общей культуры подрастающего поколения, формированию художественных интересов детей разных возрастов. С этой целью создавались такие важные культурно-просветительские учреждения, как детские библиотеки, театры, кинотеатры, галереи. Появлялись музыкальные, художественные, хореографические школы, благодаря которым создавались условия для воспитания юных талантов.

Увеличение численности и разнообразия внешкольных учреждений — яркая примета предвоенных лет. В то время педагоги начинали теоретически осмысливать накопленный опыт. Значение опыта С.Т. Шацкого (известная его колония «Бодрая жизнь») и А.С. Макаренко (трудовая колония им. М. Горького, трудовая коммуна им. Ф. Э. Дзержинского) состояло в том, что они показали новые взаимоотношения и взаимодействие личности и коллектива, педагога и воспитанника.

Отличительными признаками клубной (внешкольной) работы этих педагогов считали прежде всего творчество и самоорганизацию, например, А. С. Макаренко полагал необходимым сделать досуг и отдых коммунаров содержательным и интересным, работа кружка должна иметь реальную общественно полезную направленность, строиться на основе самоорганизации. Рычагом всей клубной системы коммунаров был принцип получения разнообразных знаний и умений, которые они могли использовать в общественно полезной деятельности.

В 1929 г. под председательством Н.К. Крупской в системе Наркомпроса был организован Совет по внешкольной работе, который осуществлял руководство деятельностью внешкольных учреждений на местах, оказывал организационно-методическую помощь органам народного образования, обобщал передовой опыт, привлекал государственные и общественные организации к внешкольной работе.

Внешкольная работа становится неотъемлемой частью общего процесса коммунистического воспитания. В 1933 г. Наркомпрос РСФСР открыл 400 новых районных детских библиотек, 300 детских технических станций, 25 образцовых клубов, 10 детских театров. В 1934 г. руководство Ленинграда приняло решение о создании в помещениях бывшей царской Аничковой усадьбы городского Дворца пионеров. В оборудовании и оформлении его помещений участвовали 228 заводов, фабрик и институтов. Ведущие предприятия и научные центры города оснащали лаборатории Дворца приборами и установками. Торжественное открытие Дворца пионеров состоялось 12 февраля 1937 г. Для работы с детьми были приглашены выдающиеся ученые, деятели искусства: известный историк академик В. В. Струве, крупнейший специалист в области геологии Д. В. Наливкин; лекции по искусству читал директор Эрмитажа И. А. Орбели; ансамблем песни и пляски руководил И. О. Дунаевский; с юными шахматистами занимался М. М. Ботвинник. Сочетание передовой для своего времени технической среды и первоклассных специалистов привело к созданию образовательного учреждения, которое можно было рассматривать как модель современной цивилизации. Занятия детей во Дворце помогали осваивать подлинные ценности мировой культуры, способствовали вхождению в духовную жизнь общества.

К 40-м годам в стране в основном сложилась государственная и общественная система внешкольной воспитательной работы с детьми, которая дала возможность стимулировать и развивать разносторонние творческие способности и интересы детей, прежде всего к искусству, литературе, живописи и технике, юннатской и туристской работе, физкультуре и спорту.

Определились типы внешкольных учреждений как комплексные (Дворцы, Дома пионеров, детские Дома культуры и детские отделения при рабочих и колхозных клубах и Домах культуры, детские городки, парки и т. п.), так и специализированные (станции юных техников, туристов и натуралистов, музыкальные, художественные и хореографические школы, детские библиотеки-читальни, лектории, Дома художественного воспитания, детские театры и кино, стадионы и спортивные школы, детские железные дороги, морские порты и речные пароходства).

Важнейшими принципами внешкольной работы этого периода стали: идейная и общественно полезная направленность, связь с жизнью страны, с трудом советского народа, широкое развитие инициативы, самодеятельности и творчества детей, опора на комсомольскую и пионерскую организации, удовлетворение разнообразных интересов, склонностей и способностей школьников, обеспечение возможности участия каждого в различных видах деятельности, соответствующей их возраст и интересам.

Педагогические требования к внешкольным учреждениям как учреждениям воспитательным включали: проведение всей внешкольной воспитательной работы на высоком идейном и научном уровне, взаимодействие школы и внешкольных учреждений, включение широкой общественности в воспитание подрастающего поколения, разнообразие форм и методов работы, опора на имеющиеся у детей и подростков опыт и знания, умения и навыки.

До Великой Отечественной войны только в РСФСР работали 1846 различных внешкольных учреждений.

Большой урон учреждениям данного типа нанесла война. Однако даже в трудных условиях военного времени в стране продолжали действовать около тысячи детских учреждений. Они вели большую и плодотворную работу, перестраивая ее применительно к условиям военного времени. Во Дворцах и Домах пионеров, на станциях юных техников создавались оборонные кружки, где ребята овладевали военным делом, столярные и слесарные мастерские, в которых выполнялись производственные заказы. Кружковцы шефствовали над госпиталями: ухаживали за ранеными, выступали с концертами перед воинами, собирали книги, пластинки и т. д. Активно участвовали кружковцы во Всесоюзном смотре «Юные техники — в помощь фронту», в сборе лекарственных трав, металлического лома.

Новосибирская станция юных техников, например, организовала тимуровские мастерские, в которых семьям фронтовиков ремонтировали репродукторы, утюги, электроплитки и другие предметы домашнего обихода. Многие пионеры и школьники овладели профессиями телефонистов, телеграфистов, киномехаников и в летние каникулы работали на телефонных и почтовых станциях, ездили по селам с кинопередвижками.

Московский городской Дом пионеров вскоре после разгрома фашистских полчищ под Москвой организовал праздники Новогодней елки. В течение двух-трех недель января 1942 г. в Москве широко развернулась работа восемнадцати районных Домов пионеров, семи детских технических станций, трех Домов художественного воспитания, семидесяти детских библиотек и других внешкольных учреждений.

Для более успешного решения задач коммунистического воспитания учащихся было рекомендовано широко развернуть экскурсионно-туристскую работу, провести в 1947 г. конкурсы на лучшее изучение пионерами и школьниками истории родного края, местных ресурсов, имеющих народнохозяйственное значение, организовать общества юных историков, географов, широко привлекая к участию в их работе лучших учителей, научных работников, краеведческие музеи.

Стало уделяться большое внимание состоянию работы внешкольных учреждений, его качеству и методическому обеспечению. Правительственными документами была сформулирована основная задача внешкольной работы — помогать школьникам успешно учиться и содействовать воспитанию разносторонне развитых и активных строителей коммунистического общества, определены его основные направления содержания.

К 1951 году наблюдается быстрый рост внешкольных учреждений, количество которых составило 2121 учреждение. Это привело к необходимости обеспечения высококвалифицированными кадрами, упорядочения сети и типов учреждений, определения правового статуса педагогического персонала, установления единой номенклатуры внешкольных детских учреждений министерств просвещения союзных республик, определения правового положения работников.

В Центральном институте повышения квалификации руководящих работников народного образования, в институтах усовершенствования учителей были организованы курсы и семинары для внешкольных работников, учителей школ и воспитателей детских домов по вопросам внеклассной и внешкольной работы. В учебных планах педагогических институтов и училищ возросло количество часов на практику по комсомольской и пионерской работе. Совместно с Дворцами и Домами пионеров, станциями юных техников и натуралистов педагогические институты и педучилища, комсомольские организации проводили практические занятия студентов по внешкольной работе. Во многих вузах создавались факультеты общественных профессий.

Особая роль была отведена Дворцам и Домам пионеров, которые становились базами советов пионерской организации. Во внешкольных учреждениях широко развернулась работа с пионерским и комсомольским активом. С участием комитетов комсомола стали создаваться клубы отрядных и старших вожатых, широко пропагандироваться лучший опыт работы пионерских дружин и отрядов.

К сожалению, сложившийся в 50-е годы отрыв школьного обучения и воспитания от жизни отрицательно сказывается на работе внешкольных детских учреждений. Многие из них строили свою работу без учета местных условий, специфики развития народного хозяйства района, области, края, республики, вели работу обособленно от школы, пионерской организации; часто в кружках дублировалась школьная программа. Органами народного образования была поставлена задача улучшения руководства работой внешкольных учреждений, укрепления кадров работников внешкольных учреждений, закрепления за каждым внешкольным учреждением в качестве шефов комсомольских организаций промышленных предприятий, учреждений, колхозов, совхозов, оказания содействия в их работе общественными и творческими организациями.

Новый подъем внешкольной работы пришелся на 60-е годы. Труды выдающихся педагогов внешкольной работы вновь оказались востребованными. Именно тогда стала пользоваться широкой известностью методика И. И. Иванова, который, опираясь на идеи А. С. Макаренко, во Фрунзенском Доме пионеров создал школу пионерского актива «Коммуна юных фрунзенцев» (Ленинград). В этой школе моделировались отношения творческого содружества взрослых и подростков. Здесь не было деления на «актив» и «пассив», все стремились прийти на помощь друг другу, прожить день с пользой для себя, для людей, для всего коллектива; работа коллективно обдумывалась и коллективно организовывалась. Вся деятельность ребят — творчество личное и общественное.

Благодаря «Коммуне юных фрунзенцев» появились и стали распространяться по всей стране в разных вариантах трудовые десанты, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, пресс-конференции, города веселых мастеров, диспуты и др.

Летом 1962 г. был проведен первый коммунарский сбор во Всероссийском пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок». В частности, были выработаны единые принципы, соблюдение которых позволяло поддерживать интерес ребят к различным видам внеурочной деятельности и стимулировать их творческую, социальную, познавательную активность, а именно:

В эти годы наиболее широко претворяются различные идеи А. С. Макаренко. В частности, педагогика параллельного действия, которая состоит в том, что учитель действует на каждого воспитанника не только непосредственно, сколько через коллектив. Это положение в практике внешкольного воспитания получило широкую разработку, что обусловлено специфическими особенностями воспитательной деятельности внешкольных учреждений.

В эти годы по всей стране были созданы новые станции и клубы юных техников. В Челябинской области, например, при каждом крупном предприятии были открыты детские технические станции. Свыше тысячи клубов, станций юных техников, военно-технических школ открылось на базе предприятий, научно-исследовательских институтов, колхозов и совхозов Свердловской области. Были построены новые здания для Тюменской станции юных техников и двух станций в Витебской области. Вновь открытые в Московской, Тульской, Волгоградской, Кемеровской и других областях РСФСР внешкольные здания были оснащены современным оборудованием.

Расширенная сеть внешкольных учреждений позволяла охватить все более широкий круг детей. В составе РСФСР имелось 86 региональных образований — областей, краев, автономных республик, автономных областей и округов. Многопрофильных внешкольных учреждений (дворцов, домов пионеров и школьников) насчитывалось в них 2540. Это значит, что они функционировали почти в каждом районе. Занятия в детских внешкольных учреждениях становились неотъемлемой частью общего образования для значительной части детей школьного возраста. Одновременно система детских внешкольных учреждений становилась и все более значимым компонентом системы воспитания.

Одним из основных принципов деятельности детских внешкольных учреждений в 70-е годы считалась идейная направленность работы с детьми: создавались особые структуры во внешкольных учреждениях (ленинские музеи, залы, комнаты), использовались особые формы воспитательной работы (экскурсии, походы, путешествия по ленинским местам, по дорогам гражданской и Великой Отечественной войн, на ударные стройки). Ориентация на данный принцип находила выражение в тематике детских праздников, содержании программ выступлений детских художественных коллективов.

Внешкольные учреждения в эти годы представляли собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризовались разнообразием форм, целенаправленностью, автономностью существования, цикличностью функционирования и свободой выбора деятельности, формальными и неформальными отношениями между взрослыми и детьми, возможностью ребенка зависеть от стереотипа мнения привычного окружения и выступать в новой роли.

В 1976 году в системе Министерства просвещения РСФСР работало 4768 внешкольных учреждений, в том числе: 2424 Дворца и Дома пионеров и школьников, 469 станций юных техников, 256 станций юных натуралистов, 91 станция юных туристов, 1411 детско-юношеских спортивных школ, 98 детских парков, 19 детских стадионов, 50 планетариев, 37 детских железных дорог и т. д. Самыми крупными внешкольными учреждениями страны по праву считаются Московский, Ленинградский, Киевский, Тбилисский Дворцы пионеров.

Процесс дифференциации интересов детей нашел отражение в создании широкой сети специализированных внешкольных детских учреждений, обеспечивающих развитие творческих способностей детей в той или иной отрасли знаний, помогающих им найти интересное для себя занятие, определить жизненное призвание (станции юных техников и натуралистов, станции юных туристов, детско-юношеские спортивные школы и т. д.).

Большое влияние на совершенствование работы внешкольных учреждений оказали происшедшие в эти годы изменения в средней общеобразовательной школе. Завершение перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи, совершенствование содержания и методов обучения повлекли за собой приведение в соответствие со школьными программами содержания работы внешкольных учреждений. Перед внешкольными учреждениями была поставлена задача: обеспечить тесное взаимодействие со школой в решении задач коммунистического воспитания учащихся.

Наряду с традиционными кружками распространение получают кружки и клубы, отражающие важнейшие достижения науки, техники и производства; в содержание работы этих кружков входит радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, биохимия, генетика, космонавтика. Произошло изменение в возрастной структуре контингента школьников, занимающихся в детских учреждениях: увеличилось число кружков для учащихся старших классов. Наиболее распространенными методами в кружковой, клубной работе являются эксперимент, опыт, практическое занятие, экскурсия, поход, экспедиция, работа с научно-популярной, общественно-политической литературой, чтение художественных произведений, подготовка рефератов, докладов, викторины, конкурсы, соревнования.

Выполняя государственный заказ, детские внешкольные учреждения удовлетворяли запросы и потребности детей. Являясь учреждениями педагогическими, они не могли не ориентироваться на достижение индивидуально-личностных результатов. Таким образом, социально-педагогические функции внешкольного учреждения можно рассматривать как виды ожидаемых результатов его деятельности, соответствующих социальному заказу, потребностям детей и педагогическим возможностям самого учреждения. С этой точки зрения можно выделить четыре основные педагогические функции, которые реализовывались в рассматриваемый период.

Первая функция — профессиональное и гражданское самоопределение детей.

Вторая функция направлена на получение школьниками эстетического, технического, спортивного образования. Распространенной формой стали научные общества учащихся.

Третья функция — коммуникативная, создание условий для развития коммуникативных контактов на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международном уровнях. Творческие объединения детей становились своеобразными клубами. Дружеские связи, возникавшие в рамках этих клубов, нередко сохранялись долгие годы. Такие контакты обогащали опыт социального поведения школьников, ибо в школе и во внешкольном учреждении они играли разные социальные роли, был различным характер их взаимоотношений со сверстниками и педагогами. Средствами развития межшкольных и межрегиональных контактов были праздники, конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки, фестивали, слеты. Такие контакты способствовали развитию чувства патриотизма, любви к Родине, готовности к диалогу культур, осознанию общих социальных и нравственных ценностей. Основной формой развития международных контактов стали клубы интернациональной дружбы.

«Обучение досугу» стало особым направлением в формировании духовного образа жизни. В работе внешкольных учреждений использовались различные виды игр: игры-путешествия, игры-загадки, викторины, подвижные и спортивные игры. Для малышей создавались комнаты сказок, для старшеклассников — клубы выходного дня, дискуссионные клубы, в которых обсуждались вечные философские и нравственные проблемы о смысле жизни, о назначении человека в обществе и т. п. Все это способствовало не только развитию личности, но и формированию у детей умений самоорганизации досуга.

В середине 80-х годов во внешкольных учреждениях системы просвещения работали 135 тыс. педагогов, многие из которых сочетали эту работу с основной работой в вузах, НИИ, на производстве, учреждениях культуры. Эти специалисты, работая с детьми, реализовывали свой личностный потенциал, свои педагогические способности. Внешкольные учреждения обеспечивали их методическую подготовку к педагогической работе. Кроме того, они являлись методическими центрами в организации пионерской и комсомольской работы в школе, осуществляли руководство деятельностью пионервожатых, организаторов внеклассной и внешкольной работы, оказывали практическую помощь классным руководителям.

Таким образом, 70—80 годы стали периодом наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социума. Именно в это время определились главные направления в содержании деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы воспитательной работы. Содержание основных видов деятельности удалось сориентировать на учет возрастных и личностных особенностей детей, а также сформировать своеобразную «индустрию» организации досуговой деятельности детей и молодежи. Внешкольные учреждения становятся одним из основных воспитательных институтов социума, усиливается их практическая роль в организации разнообразного содержания и поиска наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Усиливается их роль в координации всей воспитательной работы в социуме.

В 1984 году был принят пакет правительственных постановлений, определявших основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В этот пакет вошли постановления, раскрывающие основные направления реформы и определяющие пути развития отдельных подсистем образования (дошкольных учреждений, средней школы, профессиональной школы). Специального постановления по вопросам работы внешкольных учреждений принято не было. Вместе с тем отмечалось, что в каждом районе должен быть создан комплекс внешкольных учреждений с широким спектром направлений деятельности.

Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей

Период перестройки общества в 90-х годах оказал значительное влияние на деятельность внешкольных учреждений как открытых социально-педагогических систем, в большой степени учитывающих факторы воздействия внешней среды, постоянно на них ориентирующихся и оперативно изменяющих содержание социально-педгогической деятельности. Нарастание разрушительных процессов во всех областях жизнедеятельности общества проявило в социальном воспитании широкий спектр негативных явлений: отчужденность семьи от общества, слабую ее экономическую защищенность, утрату микросоциумом влияния на образовательно-воспитательный процесс детей и подростков, сужение сферы воспитания, снижение количественного и качественного состава кадров, неоправданное изъятие из сферы социального воспитания площадей и передача их коммерческим структурам. Государство постепенно теряет монополию в сфере образования детей. Появляется сеть лицеев, гимназий, частных школ, которые разрабатывают оригинальные программы, учебные планы, ориентированные на соединение общеобразовательных занятий и занятий по интересам. Внешкольные учреждения также переориентируют свою деятельность в сторону усиления допрофессиональной подготовки детей в интересующей их области знаний, умений, получая в 1992 году статус учреждений дополнительного образования детей.

Процесс преобразования внешкольной работы, внешкольного воспитания в систему дополнительного образования на сегодняшний день можно условно разделить на два этапа:

В 1996 г. завершился первый этап (аналитико-проектировочный) преобразования внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. Он протекал в весьма неблагоприятных социально-экономических условиях финансовой нестабильности, инфляции, спада общественного производства, неослабевающего социального напряжения.

Значительные усилия Минобразования России, органов управления образованием всех уровней были направлены на обеспечение функционирования образовательной системы, поддержание необходимых минимальных условий осуществления образовательного процесса, преодоление проблем, порожденных экономическим и финансовым кризисом. В этих достаточно непростых условиях удалось реализовать большинство задач первого этапа становления системы дополнительного образования детей:

В 1996 году в основном завершилась работа над процедурой аттестации и аккредитации муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования детей. В соответствии с новой редакцией Закона РФ «Об образовании» аккредитация учреждения этого типа будет многоуровневой, мотивирующей педагогические коллективы к совершенствованию образовательного процесса, повышению качества и результативности образовательной деятельности.

С 1997 году начался второй этап развития системы дополнительного образования детей — технологический. Он продлился до 2000 г. включительно. Его основной задачей станет освоение и коррекция нормативно-правовой и программно-методической базы дополнительного образования. В этот период предполагается:

Пройденный за семь лет путь развития системы дополнительного образования детей, опыт работы, приобретенный как органами управления образованием, так и образовательными учреждениями в условиях нестабильности, энтузиазм и оптимизм, свойственный кадрам системы дополнительного образования детей, — все это внушает надежду на решение поставленных задач. Переживаемый кризис экономики и финансирования существенно замедлил, но не остановил процесс преобразований, не загасил огня творческого педагогического поиска, гражданской заботы о детях, осваивающих этот мир, его достижения и ценности.

В законе РФ «Об образовании» (1992 г.) целый раздел (ст. 26) посвящен дополнительному образованию. Таким образом, не только был введен новый термин, но и дано правовое обоснование для реформирования внешкольной работы и превращения ее в подсистему общего образования. И хотя в этом документе обозначены лишь самые общие контуры и задачи дополнительного образования, но был дан мощный толчок для серьезных преобразований.

Закон устанавливает принцип автономности образовательных учреждений (статья 2), говорит о том, что образовательное учреждение является юридическим лицом (статья 12) и действует на основе своего устава. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательную программу. Ощущается острая потребность учреждений дополнительного образования детей в большей скоординированности, управляемости их социально-педагогической деятельностью в новых социально-экономических условиях.

В этой связи разработка системы управления в данных учреждениях становится главной стратегической задачей на всех уровнях управления социальным воспитанием, расширяются источники финансирования.

Наряду с государственным финансированием привлекаются средства социальных заказчиков - семьи, спонсоров, предприятий, общественных организаций, коммерческих структур. Одним из главных элементов управления социально-педагогической деятельностью учреждений данного периода является выработка финансовой политики: разрешалось оказание платных услуг населению, предприятиям и организациям на договорных условиях, что привело к переводу учреждений на новые условия деятельности, основанные на нормативном планировании и хозяйственной самостоятельности. Это привело к разработкам в учреждениях дополнительного образования экспериментальных программ в соответствии с интересами и потребностями родителей и детей. Среди них:

- изучение потребностей различных социальных групп (детей, подростков, родителей, творческих групп и объединений);

- повышение социальной эффективности творческой деятельности внешкольных учреждений;

- определение новых направлений и видов деятельности; поиск эффективных форм работы с одаренными детьми;

- совершенствование форм и методов семейного досуга и творчества; создание системы работы с социально незащищенными детьми и подростками.

Дополнительное образование детей стало представлять собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. Основное внимание уделяется повышению профессиональной квалификации педагогических кадров: некоторые крупные учреждения дополнительного образования стали выполнять функции центров повышения квалификации. Важным средством стимулирования стал Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», который призван способствовать выявлению талантливых педагогов, новых педагогических идей, повышению профессионального мастерства и престижа труда работников дополнительного образования, привлечению внимания местных администраций к образовательной деятельности этой системы.

Благодаря серьезной научно-методической работе, дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Наиболее важные положения были выдвинуты в работах В. В. Беловой, В. А. Березиной, А. К. Бруднова, Г. П. Будановой, О. Е. Лебедева, М. Б. Коваль, В. И. Панова, Г. Н. Поповой, А. И. Щетинской и др.

В 1996 году завершился этап преобразования внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. Он протекал в весьма неблагоприятных социально-экономических условиях финансовой нестабильности, инфляции, спада отечественного производства, неослабевающего социального напряжения. Министерством образования Российской Федерации разработан пакет документов, определяющих развитие дополнительного образования в России, дающих теоретические и практические ориентиры для работы административных и педагогических работников данной сферы. Это базовые документы, ориентирующие на решение задач становления дополнительного образования детей в Российской Федерации, решения Коллегии Министерства образования у Российской Федерации: «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей», №12/1 от 25.04.94 г., «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения», №22/1 от 23.11.94 г. «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования», №12/1 от 05.06.96 г., «О практике социально педагогической работы в России и перспективах ее развития», №19/1 от 27.10.93 г., Приказ Министерства образования «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» №140 от 27.03.95 г.

Завершилась работа над процедурой аттестации и аккредитации муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования детей. В соответствии с новой редакцией Закона РФ «Об образовании» аккредитация учреждений этого типа будет многоуровневой, мотивирующей педагогические коллективы к совершенствованию образовательной деятельности.

С 1997 года осуществляется освоение и коррекция нормативно-правовой и научно-методической базы дополнительного образования, отрабатываются требования к условиям функционирования системы; значительно обновляются программно-методические материалы, создается их новое поколение, обновляется содержание. Его обновление происходит по нескольким линиям: вводятся актуальные направления: экономическое, экологическое, компьютерное, правовое, краеведение. Новыми в содержании образования стали предметы педагогической направленности: педагогика, психология, логика (школа будущего педагога, школы педагогической ориентации, педагогические гимназии в учреждении ДОД).

В дополнительном образовании накоплены оригинальные образовательные технологии выявления и развития различных видов одаренности детей, например: общая интеллектуальная; конкретно-предметная или конструктивно-продуктивная; художественная; организаторская, одаренность к лидерству. В учреждении дополнительного образования обеспечивается гибкость и вариативность содержания образования при выполнении следующих дидактических условий: основой деятельности детей вырастает из интеграции идей науки, практики, искусства; наполнение содержания отражает развитие ребенка, изменение уровня и направленности его интересов, достижений и способностей; выбор форм и методов деятельности отражает уровень развития отношений в объединении детей и взрослых; осознанный выбор ориентиров на пути достижения смысла жизни осуществляется в русле культурных традиций человеческой цивилизации. При этом ребенок самостоятельно и добровольно избирает содержание и эмоционально-ценностные ориентиры деятельности взрослого специалиста (педагога, консультанта, руководителя), то или иное объединение увлеченных единомышленников. Методологической базой дополнительного образования детей становится парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства.

Анализ преобразований, проводившихся в последнее десятилетие, говорит о том, что в нашей стране сложилась достаточно жизнестойкая система дополнительного образования, вобравшая в себя многое из того, что было во внешкольном образовании. Однако для того, чтобы добиться более высоких результатов, необходимо решить ряд сложных проблем, таких как:

- создание нового поколения программ, пособий, учебников для системы дополнительного образования, а также аудиовизуальных, компьютерных материалов, отвечающих всем современным требованиям; материалов, обеспечивающих педагогу возможность разноуровневой работы с детьми и настоящего сотрудничества ребенка и взрослого.

Развитие внешкольных учреждений показывает, что они, являясь образовательно-воспитательными институтами социума, более успешно и активно могут внедрять социально-педагогические модели деятельности и образа жизни.

Традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума, следствием чего является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности и осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи в различных аспектах социальной жизни, обеспечение духовного и физического роста.

Портфель ученика
© lib.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации