Культура Европы 19 века

Оглавление
1.docx (1 стр.)
Скачать
Содержание

1. Промышленная и научная революция XIX века и ее влияние на культуру Европы…………………………………………………………………………….….3

2. Романтизм как общеевропейское направление XIX века…………………….7

3. Реализм как художественное направление в литературе и живописи…….…15

Список использованной литературы………………………………………….…..22


1. Промышленная и научная революция XIX века и ее влияние на культуру Европы

В XIX веке происходит формирование индустриального общества. Оно зародилось в XVIII веке и просуществовало еще до середины XX столетия. В XIX веке на смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещика, слуг и крепостных крестьян либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаемных работников и слуг, приходит крупная промышленность с сотнями и тысячами работников на одном предприятии. Пыльные, неуютные мастерские уступают место просторным цехам, наполненным сложным оборудованием. Ведущими отраслями индустрии становятся металлургия, энергетика, машиностроение, транспорт и химическая промышленность.

Дымящие заводские трубы, быстро растущие городские кварталы, гигантские угольные разрезы, раскинувшиеся на всю страну железнодорожные сети — только внешние признаки этого общества. Не менее важны внутренние — переход к рыночной экономике, расширение индивидуальных свобод, развитие машинного производства и наемного труда, демократизация общества и становление гражданского самосознания. XIX век — это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на прямой заказ промышленности. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, применение электричества в промышленности, телефона, радио произвело переворот в науке и технике.

Урбанизация — переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения — становится неотъемлемым спутником другого процесса — индустриализации. Индустриализация — применение научных знаний в промышленной технологии, открытие новых источников энергии: паровой, электрической и тепловой, благодаря чему изобретены паровая машина, электричество и двигатель внутреннего сгорания. Внутри самой науки происходит значительная дифференциация, в результате которой механика утратила монополию на создание общенаучной картины мира, а усилили свою роль биология, химия и геология. В хозяйственной культуре индустриализация сделала многие умения и навыки ремесленного производства устаревшими, поставила рабочих в зависимость от колебаний рынка рабочей силы. Менталитет рабочих включил в себя чувство утраты контроля над своей судьбой, ощущение, что машины, хотя и созданные людьми, казалось, становились их господами.

В Европе развернулась промышленная революция именно так называется переворот в области технологии и организации производства, который способствовал переходу от ручного труда к машинной технике, а от мануфактуры к фабрике. В результате промышленного переворота сформировались новые классы общества: буржуазия и пролетариат. В новой социальной структуре складывается и особый социальный слой интеллигенция, численность которой пока что ещё была незначительна, но роль которой в духовной и интеллектуальной жизни всё более возрастала.

Жизнь в городе XIX столетия была дискомфортна и неприятна. Окружающая среда большей частью была загрязнена отходами и дымом,  население было скученным,  условия жизни — антисанитарными. Основные  жизненные блага (обеспеченность водой, жильем, одеждой, пищей) были доступны ограниченно, и в результате среди рабочих были высоки уровни заболеваемости и смертности.

Изменившиеся социально-экономические условия оказали сильное воздействие на все области культуры, но наиболее благоприятными оказались для науки. Бурный рост производства стал мощным стимулом для фундаментальных и прикладных естественнонаучных исследований. Наука XIX в. ознаменована революцией в химии. Открытия в этой области привели к появлению химической статистики Дж. Далтона, который показал, что каждый элемент природы составляет совокупность атомов, строго одинаковых между собой и обладающих единым атомным весом. Идеи М. Ломоносова о сохранении и превращении энергии были закреплены открытиями Р. Мейера, Дж. Ленца, У. Грова. Закон был открыт в разных сферах природы. В основе открытия этого закона лежало признание единства количественных и качественных сторон движения материи. Его по праву можно считать вторым великим открытием XIX в. Важным открытием XIX в. является закон о клетке и клеткообразовании Т. Швенна и М. Шлейдена, создавших клеточную теорию и указавших на единство клеточной структуры растений и животных в 1838—1839 гг.

Третье великое открытие XIX в. связано с именем Ч. Дарвина, издавшего в 1854 г. книгу «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория. Теория естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований. В природе происходит сложный процесс, представляющий взаимодействие трех моментов: борьбы за существование, изменчивости, наследственности. Теория Дарвина доказывает, что все виды животных и растений связаны между собой генетически по своему происхождению находятся в состоянии постоянного изменения и развития.

Научные открытия XIX в. составили огромный по своим масштабам комплекс знаний, имеющих чрезвычайную глубину и пространство для дальнейших исследований. Это способствовало изменению мировоззрения и изменило многие косные взгляды на природу и ее связь с человеком, породило новый способ мышления — диалектико-материалистический. Значительный вклад в развитие культуры составляют марксистская философия и марксистская теория, наложившие свой отпечаток на философское и художественное мышление XIX в. В программном документе — «Манифесте Коммунистической партии» — было представлено новое миропонимание, распространяющееся на область социальной жизни. Творчески переработав идеи классической немецкой философии, английской политической экономии, французского и английского утопического социализма, Маркс и Энгельс открыли законы общественного развития, указали пролетариату научно обоснованный путь для улучшения условий его существования. Помимо этого, философия марксизма имеет историческое и культурологическое значение для развития любого научного исследования, в том числе и исследований в области культуры. На этой теории основывается метод диалектического материализма, универсальный метод исследования развивающегося природного, мыслимого или социального объекта. На основе этого метода реалистическое искусство обратилось к отражению противоречий внутреннего мира человека и его противоречивых связей с процессами общественной жизни. Судьба марксизма драматична, но его роль в культуре неоспорима.

Европейская культура не могла не реагировать на экономические и социальные изменения в обществе. И она реагировала, создавая новые художественные ценности и стили, мировосприятие и образ жизни. Художественное своеобразие культуры XIX века определяли три главных стиля — классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления определившие облик европейской культуры уже XX века.

Неприятие буржуазной действительности обусловило формирование новых художественных стилей. Так, романтизм возник как следствие стремления человека XIX века уйти от реальности в мир фантазий и грёз. В свою очередь, реализм показывает жизнь такой, какова она в действительности. Для появившихся во второй половине века импрессионизма (а также неоимпрессионизма и постимпрессионизма) и символизма характерна идея искусства для искусства, обращенная к поиску чистой красоты и эстетизма.

Для культуры XIX в. характерны многостильность, борьба различных направлений, начало кризисных явлений. Необходимо отметить две важные черты культуры XIX в.:

1. Утверждение ценностей буржуазного образа жизни, что проявлялось в ориентации на потребление и комфорт, а в искусстве привело к появлению новых художественных стилей

2. Совершенствование институционных форм культуры, т.е. объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.

Имеется и еще одна особенность искусства этой поры. Теперь при всестороннем обмене и всесторонней зависимости народов как в области материальной, так и в области духовной художественные течения очень быстро распространяются по всему миру. Как правило, каждое новое направление искусства XIX в. рождается во Франции и поэтому логичнее всего проследить их эволюцию на французской почве.

Важнейшим достижением культуры XIX в. является появление искусства фотографии и дизайна. Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 г. Ее оформление знаменовало сближение искусства и техники и положило начало новому виду творчества. Очень важным фактом в культуре XIX в. явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных областей гуманитарного знания.

XIX в. являлся веком взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.

2. Романтизм как общеевропейское направление XIX вв

Исторические рамки романтизма ограничиваются периодом с 1770 по 1840 год. В его развитии специалисты выделяют три этапа: предромантизм (1770—1800); зрелый романтизм (1800—1824), вызванный французской революцией 1789 года и военными кампаниями Наполеона, расцвет романтизма— с 1824 по 1840. Если в предромантизме преобладали вкусы и формы английской чувствительности, то зрелый романтизм — полностью французский. В этот период появляется новая историческая живопись и современная школа пейзажа.

Романтизм - идейное и художественное направление в европейской духовной культуре конца XVIII - первой половины XIX века (1795— 1830 гг.), пришедшее на смену классицизму. Он придавал главное значение различиям, а не единообразию. Романтизм воспевал несогласие, бунтарство, вечные поиски и борьбу. Романтики рассказывали о трагическом одиночестве героя, недовольного существующим обществом, сравнивающего это общество с идеалом и пытающегося идеал отыскать. Поиски идеала с трудом укладывались в реалии буржуазного общества. Романтизм был далёк от действительной жизни.

Непосредственной причиной, вызвавшей  появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Романтики воспринимали буржуазность не как исторически неизбежное явление, а как некую всеобщую усредненность, нивелированность человеческой личности, как бездуховную круговую поруку чисто материального, «практического» интереса. И вот отрицание толкуемой таким образом буржуазности, которое можно считать одним из главнейших катализаторов романтического мироощущения, начало активизироваться в сознании интеллигенции, приобретая форму протеста. Этот протест искал свое выражение в художественной сфере. Образованная молодёжь собиралась в кружки, пытаясь выработать принципиально новые взгляды в философии, антропологии, искусстве. Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая внесла в его развитие свой вклад. Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романтической эстетики. Из Германии новое течение стремительно распространилось по всей Европе. Романтизм охватил литературу, музыку, театр, гуманитарные науки.

Романтизм в Германии.

Философско-эстетическую теорию раннего романтизма разработали в Германии братья Шлегели, Август (1767-1845) и Фридрих (1772-1829), Людвиг Тик (1773-1853), Фридрих Гарденберг (1772-1801), писавший под псевдонимом Новалис, Вильгельм Вакенродер (1773-1798). Вместе с близкими к кругу литераторов философами — Иоганном Фихте (1762-1814) и Фридрихом Шеллингом (1775-1854) — они образовали школу так называемого йенского романтизма. Принцип свободы, провозглашавшийся немецкими теоретиками романтизма, на практике означал неограниченное индивидуальное своеволие, а в искусстве — полнейший произвол творческой личности.

Ф. Шлегель первым начал разрабатывать теорию романтической иронии, одного из самых блестящих и оригинальных творений романтического гения. В противовес односторонней серьёзности просветительского мышления ирония вскрывала относительную ценность жизненных явлений. Эстетические взгляды Новалиса выражены в теории искусства, которое должно соединять реальное с идеальным, должно стремиться к универсальности. Йенские романтики издавали свой журнал, в котором публиковали так называемые «Фрагменты», представлявшие собой афоризмы и небольшие эссе. Под влиянием философа И. Г. Фихте ранние романтики были склонны к метафизике и мистицизму. Стремление соединить философию и поэзию, философию и прозу характерно для раннего романтизма.

Между 1802 и 1815 гг. в Гейдельберге зародилось второе поколение немецкого романтизма, куда относятся, Клеменс Брентано, Генрих Гейне, Адальберт фон Шамиссо и Э. Гофман. Гейдельбергские романтики оказали большое влияние на все области искусства: на поэзию, живопись и музыку. В центре внимания гейдельбергских романтиков находились такие традиционные ценности, как государство, народ, религия. Для них характерно обращение к проблемам национальной самобытности, национального характера, стремление жить и творить в согласии с национальным («народным») духом. Этим объясняется повышенный интерес поздних романтиков к германской истории и культуре, в частности, большое внимание они уделяли сбору, обработке и публикации народных песен и сказок. Такой деятельностью занимались Ахим фон Арним (1781-1831), Клеменс Брентано (1778-1842), издавшие сборник народных песен «Волшебный рог мальчика». Но самыми известными собирателями народных сказок были братья Гримм, Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859). В литературе романтиков фантазия и реальность тесным образом переплетались, причем фантазия преобладала. Это приводило к тому, что повседневность могла приобретать опасные и фантастические черты. Именно такой она предстает в сказках и новеллах Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822): «Золотой горшок. Сказка из новых времен», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Повелитель блох». Гофман являлся разносторонней личностью: он был еще талантливым композитором и блестящим художником. Его произведениям присущи тонкая философская ирония и причудливая фантазия, доходящая до мистического гротеска (роман «Эликсир дьявола», 1815). В своем творчестве Э.Т.А. Гофман раскрыл глубокую пропасть между образом жизни и мышлением художника и обычного человека. Гофман — один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики. Он автор одной из первых романтических опер — «Ундина» (1814).

Романтизм в Англии.

Уильям Блейк, Вордсворт и Кольридж относятся к ранним романтикам. Вордсворт и Кольридж образовав тесный дружеский кружок, воспевали на берегах озёр северной Англии — Камберланда и Уэстморленда (другое название этой школы — лейкисты, от англ. lake — озеро) чарующую прелесть безыскусственной жизни на лоне живописной природы.

«Озёрная школа» явилась протестом против классицизма XVIII века, с его риторической напыщенностью, и возникла отчасти под влиянием немецких романтиков. Отвергнув рационалистические идеалы просвещения, поэты «Озёрной школы» противопоставили им веру в иррациональное, в традиционные христианские ценности, в идеализированное средневековое прошлое. Вордсворт и его друзья, бывшие в молодости рьяными республиканцами и приверженцами французской революции, после прихода к власти Наполеона I, как и многие современники, разочаровались в революции и недолюбливали существующий государственный строй.

Более молодые романтики — Байрон, Перси Биши Шелли и Джон Китс. Наиболее известна лирическая поэзия английского романтизма, одним из самых ярких представителей которой был Байрон. Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда», философские поэмы «Манфред» и «Каин», цикл стихов на библейские мотивы, роман в стихах «Дон-Жуан» передают острое ощущение катастрофичности человеческого бытия, утрату старых идеалов и ценностей. Автор создал тип одинокого героя, «падшего ангела», который и себя, и других ведет к гибели. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма начала XIX века, в том числе «русского».

Английский романтизм замечателен также своей прозой. Вальтер Скотт прославился как автор увлекательных романов. Скотт оказал всемирное влияние большее, чем любой другой британский автор-романтик, исключая, возможно, Байрона. Джейн Остен совершенствовала домашний роман, концентрирующийся на деталях характера и тщательно нюансированном диалоге. Мэри Шелли во «Франкенштейне» (1818) изобрела форму, которую мы знаем сегодня как научная фантастика.

Романтизм во Франции. Возникновение романтических идей связано с именами Анны-Луизы Жермены де Сталь, Франсуа Рене де Шатобриана, его трактат «Гений христианства» явился вдохновенной защитой христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, дает мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».

Вершину французского романтизма составляет творчество В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санд, А. Дюма и др. В их произведениях романтическая эстетика сочетается с тонким психологизмом и силой характеров. Великий французский писатель-романтик Виктор Гюго (1802 — 1885) создал вдохновенные романы «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется» и др. Александр Дюма (1802-70), французский писатель, прославился историческими романами «Три мушкетера», «Граф Монте Кристо», «Человек в железной маске» и др. Он известен как Дюма «старший» или «отец».

Живопись

В живописи романтизм нашел себя в опровержении классических принципов и правил ради восстановления чего-то более древнего и более свободного, личного и экзотического. Он пробудил в европейском сознании интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего народа. Место греческих и римских образцов занимает фольклорное прошлое северных цивилизаций — английской, скандинавской и шотландской. Художники-романтики черпали свои темы из средневековья, Востока и современности. Особенно выразительной была тяга к средневековому, неясному, меланхоличному и живописному. Тогда же вспыхнул и новый интерес к христианству и готике, развитый Шатобрианом и мадам де Сталь.

В этот период появляется новая историческая живопись и современная школа пейзажа. Главными представителями романтизма в изобразительном искусстве считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебль, У. Тернер.

Изобразительное искусство Франции эпохи романтизма выдвинуло таких крупных мастеров, которые определили главенствующее влияние французской школы на все XIX столетие. Первым художником этого направления был Теодор Жерико (1791 —1824). Его героями были солдаты и офицеры, дети, старики, друзья и даже умалишенные («Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем»). Романтикам вообще был свойствен интерес к людям с обостренной психикой. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным.

После ранней смерти Жерико главой романтической школы стал Эжен Делакруа (1798—1863), признанный величайшим декоратором своего времени. Вместо традиционного и как бы обязательного для всех французских живописцев путешествия в Италию Делакруа отправился в Англию (1825), в Марокко (1832), а затем во Фландрию и Голландию. Поездка в Марокко повлекла за собой значительное изменение в стиле художника. Марокканские впечатления были столь сильны, что проявились даже в изображениях античных богов и героев. Конец его жизненного пути ознаменовался созданием больших полотен для украшения Бурбонского и Люксембургского дворцов, а также знаменитого Лувра. Шедевр его творчества — картина «Свобода, ведущая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 году и воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма. Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени.

Самый большой немецкий живописец эпохи романтизма — Каспар Давид Фридрих. Часто упоминается загадочный «Крест в горах» Фридриха (1808), изображающий освещённый сзади лучами заходящего солнца силуэт замученного Христа на вершине покрытой редким сосняком горы. Крест у Фридриха — часть природы и в то же время символ. Именно природа оказывается выразителем и носителем высшего, духовного и религиозного идеала. В своем творчестве художники-романтики всегда стремились показать единство человека и природы. Но угнетающее безмолвие окружающего мира всегда препятствует этому слиянию. Фридрих, в отличие от других романтиков, заставляет природу говорить. В каждой композиции элементы пейзажа имеют конкретное значение: кладбище обозначает смерть, корабль — земной путь человека, гавань — вечный покой. Эта картина считается в немецком искусстве своего рода рубежом. С ним сопоставим немецкий художник П. O. Рунге.

В английской живописи самыми крупными живописцами века были Джон Констебл и Джозеф Тернер, которые известны также и как выдающиеся акварелисты. В пейзажах Констебла, практически современника Вордсворта и Кольриджа, воплощен национальный дух. Тернер уделял особое внимание тщательному изучению природы. Его наиболее известные полотна — «Мол к Кале» (1802), «Морозное утро» (1813), «Снежная буря» (1842). Главной задачей своего творчества Констебл считал создание серии полотен, запечатлевших природу его родного графства Суффолк. Основной темой его творчества была сельская природа Англии, изменявшаяся вместе со сменой времен года. К числу самых известных пейзажей Констебла принадлежат картины «Телега с сеном» (1821), «Хлебное поле» (1826)

Испания дала миру одного из величайших художников-романтиков Франсиско Хосе де Гойя (1746—1828). В 1799 г. Гойя завершает самую известную серию своих гравюр — альбом «Копричос» (80 листов с комментариями художника), посвященный человеческому безумству и глупости, представляет собой сатиру на человеческое существование. Живописцы романтизма часто уходили от действительности в прошлое и в экзотические культуры. Это отразилось в разнообразии архитектурных стилей эпохи. Излюбленными объектами для художников стали руины, древние или специально сооружённые.

Музыка.

В музыке романтизм охватывает  самый широкий диапазон. Романтичную музыку отличают длинные, выразительные мелодии; красочная гармония и инструментовка; свобода и гибкость в ритме и обработке музыкальной формы. Многие композиторы решили восстановить музыкальные инструменты более ранних периодов. Тональность стала основным принципом организации музыки.

Первым поколением романтиков можно назвать Людвига Шпора, Карла Марию фон Вебера и Франца Шуберта. Второе поколение композиторов-романтиков было все рождено между 1803 и 1813: Гектор Берлиоз, Фредерик Шопен, Михаил Иванович Глинка, Франц Лист, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Джузеппе Верди и Рихард Вагнер. Романтизм в музыке продолжался примерно до конца XIX столетия.

Романтизм в искусстве и литературе имеет общие свойственные черты: неприятие современной им буржуазной, мещанской действительности, противопоставление прозе существующего мира мир идеального. Это противопоставление осуществлялось присущими разным видам искусства собственными способами выразительности. Например, противопоставление дня, наполненного суетой, привело поэтов, музыкантов и живописцев к поэтизации ночи, этого странного, порой ирреального мира, живущего по своим законам. Ночной жанр становится любимым в творчестве художников-романтиков. Иногда лирика ночи отступает перед ужасом мрака Неприятие жизни и действительности рождает мотив ухода, бегства от жизни, которое выражается в разных формах, в том числе в жанре путешествия, скитания, чаще всего на Восток. Тема смерти приобретает особый смысл. Излюбленная тема романтиков — герой-бунтарь, трагическая борьба, смятение бурных чувств. Портретная живопись приобретает особое значение. Художники стремятся изобразить внутреннюю работу мысли, самоуглубление, чувственную индивидуальность. Образы бурной природы позволяют аллегорически передать задуманное. Тема героической борьбы со стихией, отчаянное напряжение, порыв — общие для романтиков европейских стран. Стремление глубже узнать тонкости человеческой души рождает темы трагедии сломленной судьбы, больной души, отчаяния.

3. Реализм как художественное направление в литературе и живописи

  1830- 1848 гг. — период, когда наряду с романтизмом существует и все более набирает силу реализм; 1850- 1870-е гг. — развитие критического реализма, определенные изменения его характера, обретение реализмом новых черт, которое будет способствовать возникновению на его основе новых литературных направлений. Смена романтизма реализмом или по меньшей мере выдвижение реализма на роль направления, представляющего основную линию литературы, — определялись вступлением буржуазно — капиталистической Европы в новую стадию развития. Если романтизм был порожден реакцией на ломку старого, докапиталистического общества, то критический реализм был вызван к жизни противоречиями бурного капиталистического развития, последовавшего за периодом ломки старого общества и его культуры. Важнейшим моментом, характеризующим теперь расстановку классовых сил, был выход рабочего класса на самостоятельную арену общественно — политической борьбы, освобождение пролетариата от организационной и идеологической опеки левого крыла буржуазии. В ходе этих процессов обнаружился антигуманный характер капиталистического общества, вскрылись его кричащие социальные контрасты.

Этот стиль характерен для изобразительных искусств — живописи, литературы, театра. Реализм в художественной культуре возник в связи с успехами естественных наук, как художественная параллель объективной точной картине мира. Реализм в литературе и искусстве - это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Писатели и художники обратились к действительности во всех ее проявлениях, обличая вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни. В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией, которая, как и он, отображает типичные закономерности поведения людей, но делает это по-своему — на основе статистических обобщений.

Во Франции в 30-40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие как Оноре де Бальзак(1799-1830), написавший 95-томную «Человеческую комедию», в которых писатель сумел показать систему социальных отношений в обществе, а также Гюстав Флобер (1821-1880), автор романов «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо», «Утраченные иллюзии»; Проспер Мериме (1803-1870) - мастер новелл («Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен»), автор пьес, исторических хроник («Хроника времен Карла IX»). Выдающийся французский писатель Стендаль (1783—1842) опубликовал в 1825 году книгу «Расин и Шекспир», считающуюся первым манифестом реалистической школы. Страстное обличение политической реакции и мещанской ограниченности сочетается в его романах с глубоким анализом внутреннего мира героя («Красное и черное» (1831), «Пармская обитель» (1839) и др.). Крупным достижением критического реализма Ги де Мопассана (1850-1893) было то обстоятельство, что он увидел и оценил качества народа, противопоставив их бессердечию и своекорыстию буржуазии: «Милый друг», «Жизнь». В "Монт-Ориоле", как и в "Милом друге", развернута та же тема всеобщей продажности буржуазного общества. Наука, пресса, врачи, искусство - все продажно. Отношения людей сводятся к своеобразному поединку обманщиков, жаждущих наживы.

В 30-40 гг. реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс (1812-1870). Выдающийся сатирик и юморист, он создал произведения («Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания»), являющиеся вершиной реализма. В романе "Приключения Оливера Твиста" 1838 г.он обращается к изображению капиталистического города с его трущобами, к жизни бедняков. В романах Диккенса проявился морализаторский характер; большое внимание он уделял вопросам воспитания, убеждения людей. Диккенс явился и замечательным сатириком, обличавшим пороки общества. Яркий представитель английского реализма —  Джордж Элиот, написавший роман «Миддлмарч» (1871-72). Элиот сумела создать образы высокой психологической сложности.

Реализм в Германии проявился не столь ярко, как в других европейских странах, но среди представителей этого направления стоит назвать Генриха Гейне (1797—1856), Георга Бюхнера (1813—1856), которые стремились к некой идеализации действительности.

В 1846 году Шарль Бодлер призвал к живописи, которая имела бы дело с «героизмом современной жизни». У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проблема «личность и общество». У писателей она выражалась в противостоянии социальных закономерностей и нравственного идеала, индивидуального и массового. Там, где ученый стремился оставаться нейтральным к событиям, как того требовал от него научный метод, художник-реалист проявлял страстную заинтересованность, желание исправить мир, решить нравственные проблемы современности.

Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 г. в Париже в деревянном бараке, названном им «Павильон реализма», свою персональную выставку и предпослал ей каталог, в котором изложил свои принципы реализма. «Быть в состоянии передать нравы, идеи, облик моей эпохи, согласно моей собственной оценке; быть не только живописцем, но также и человеком; одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель»,— провозглашает художник. Хотя ещё до него в реалистической манере работали в 30—60-е годы XIX века художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон). Барбизонская школа — группа французских художников-пейзажистов. Имя школа получила по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где длительное время жили представители группы. Они обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха, сыграли важную роль в развитии реалистического пейзажа.

В группе реалистов господствующее положение занимала блестящая личность Жана Франсуа Милле (1814— 1875). Его монументальное искусство являет собой восхваление сельского труда, гимн природе. Большинство произведений Милле пронизано чувством высокой человечности, покоя, умиротворения. Но среди них есть один образ, в котором художник хотя и выразил предельную усталость, измождение, измученность тяжелым физическим трудом, но сумел и показать огромные дремлющие силы труженика-исполина. «Человек с мотыгой» называется это полотно Милле (1863).Из картин, созданных в Барбизоне, наиболее типичны для этого периода творчества мастера «Сеятель» (1850), «Сборщицы колосьев» (1857) и «Анжелюс» (1859). Полотно «Человек с мотыгой» (1863) показывает, каких пределов достиг реализм Милле: здесь изображен крестьянин, доведенный до полного физического истощения. Милле не стремился вложить в свое искусство социальный протест. Он подчеркнул это в письме, посвященном картине «Женщина, несущая воду» (1860): его живопись прежде всего выражает веру в благородство простых людей, в достоинство и ценность их повседневного физического труда. Стиль Милле – трезвый реализм, появившийся в середине 19 в. в основном в творчестве художников Барбизонской школы.

В своих пейзажах и «реальных аллегориях» Гюстав Курбе (1819—1877) дал обобщенные образы простых людей-тружеников. Критический реализм как новое мощное художественное течение активно утверждает себя и в живописи жанровой. Его становление в этой области связано с именем Гюстава Курбе (1819—1877). Как справедливо писал итальянский искусствовед Лионелло Вентури, ни один художник не вызывал такой ненависти мещан к себе, как Курбе, но и ни один не оказал такого влияния на живопись XIX в., как он. Реализм, как его понимал Курбе, является элементом романтизма и был сформулирован еще до Курбе: правдивое изображение современности, того, что видит художник. Больше всего наблюдал и лучше всего знал Курбе обитателей своего родного Орнана, деревень его местности Франш-Конте, поэтому именно жители этих мест, сцены из их жизни и послужили для Курбе теми «портретами своего времени», которые он создал. Простые жанровые сцены он умел трактовать как возвышенно-исторические, и незатейливая провинциальная жизнь получила под его кистью героическую окраску. Самое знаменитое творение Курбе — «Похороны в Орнане» завершает поиски художником монументальной картины на современный сюжет (1849). Курбе изобразил в этой большой (6 кв. м холста, 47 фигур в натуральную величину) композиции погребение, на котором присутствует орнанское общество во главе с мэром. Умение передать типическое через индивидуальное, создать целую галерею провинциальных характеров на материале сугубо конкретном — на портретных изображениях родственников, жителей Орнана, огромный живописный темперамент, колористическая гармония, свойственная Курбе неудержимая энергия, мощный пластический ритм ставят «Похороны в Орнане» в ряд с лучшими произведениями классического европейского искусства. Но контраст торжественной церемонии и ничтожества людских страстей даже перед лицом смерти вызвал целую бурю негодования публики, когда картина была выставлена в Салоне 1851 г. В ней видели клевету на французское провинциальное общество и с тех пор Курбе стал систематически отвергаться официальными жюри Салонов. Курбе обвиняли в «прославлении безобразного». Критик Шанфлери писал в его защиту: «Разве это вина художника, если материальные интересы, жизнь маленького города, провинциальная мелочность оставляют следы своих когтей на лицах, делают потухшими глаза, морщинистым лоб и бессмысленным выражение рта? Буржуа таковы. Господин Курбе пишет буржуа». Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Курбе придал жанровым сценам монументальную значительность, которая допускалась прежде лишь в исторической живописи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионистов, с которых начинается новый этап в развитии художественного творчества.

Реалистами был также Оноре Домье, наиболее известный острым осмеянием мелкой буржуазии. Он осмысливает каждодневные события политической борьбы сатирически, умело пользуясь языком иносказаний и метафор. Славу Домье принесла литография «Гаргантюа» (1831) — карикатура короля Франции на Луи Филиппа, изображенного заглатывающим золото и «отдающим» взамен ордена и чины. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851) и «Прачка» (1861).

Реалистичны ранние работы Эдуарда Мане и Эдгара Дега (1860-е и 70-е гг.). С движением реализма также связано искусство прерафаэлитов в Англии и Адольфа фон Менцеля в Германии.
Список использованной литературы

  1. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство.  3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с

  2. Лалетин Д.А. Культурология : учебное пособие / Д.А. Лалетин. Воронеж: ВГПУ, 2008. - 264 с.

  3. http://dic.academic.ru

  4. http://www.gumer.info/

  5. wikipedia.org


Портфель ученика
© lib.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации