Лекции - Техническая эксплуатация машинно-тракторного парка [doc]

Оглавление
Лекция 1.DOC (1 стр.)
Скачать
Оглавление
Лекция 2.DOC (1 стр.)
Скачать
Оглавление
Лекция 3.doc (1 стр.)
Скачать
Оглавление
Лекция 4.DOC (1 стр.)
Скачать
Оглавление
Лекция 5.DOC (1 стр.)
Скачать
Оглавление
Лекция 6.DOC (1 стр.)
Скачать
Оглавление
Лекция 7.doc (1 стр.)
Скачать
Оглавление
ЛЕКЦИЯ 8.doc (1 стр.)
Скачать
Лекция 7

Организация топливо-смазочного хозяйства в сельхозпредприятиях и расчет параметров

центрального нефтесклада
1. Назначение и общая организация нефтехозяйства.

2. Определение потребности в нефтепродуктах и расчет параметров центрального нефтесклада.

3. Технические средства нефтехозяйств и особенности их обслуживания.

4. Пути уменьшения потерь топливо-смазочных материалов.
1. Назначение и общая организация нефтехозяйства.

Сельское хозяйство – один из основных потребителей нефтепродуктов, производимых в РФ.

Так по некоторым данным, до 30 % выпускаемых топливо-смазочных материалов (ТСМ) используется машинно-тракторным парком с.х. предприятий, в т.ч. на транспортировку и переработку продуктов питания.

В связи с этим, затраты на ТСМ существенным образом влияют на себестоимость получаемой продукции.

^ Нефтехозяйство с.х. предприятий – это специализированное подразделение, представляющее собой совокупность инженерных сооружений, оборудование, средств доставки и заправки машин.

^ Назначение нефтехозяйства – бесперебойное обеспечение топливом и маслом машинно-тракторного парка и других подразделений с.х предприятий (бани, теплицы, пекарни).

^ Функции нефтехозяйства в современных условиях сводятся к следующим видам деятельности:

- получение топливо-смазочных материалов от нефтеснабжающих организаций (районной, краевой, областной) и доставка их на центральный нефтесклад с.х. предприятия (ЦНС);

- хранение ТСМ и проверка их качества;

- заправка машин (с помощью стационарных и передвижных средств);

- отпуск топлива и масел для нужд других отраслей с.х. предприятия (котельные, теплицы, бани, пекарни);

- сбор отработанных масел и их регенерация (для повторного использования);

- борьба с потерями нефтепродуктов;

- проведение технического обслуживания оборудования нефтескладов (совместно со специализированными организациями).

Объекты нефтехозяйства.

В состав нефтехозяйства с.х. предприятий входят следующие объекты:

- центральный нефтесклад (нефтесклады в бригадах, отделениях, участках);

- транспортные средства для доставки ТСМ и заправки машин в полевых условиях (передвижные средства заправки);

- стационарные пункты заправки машин нефтепродуктами и маслами;

- лаборатории по оценке качества ТСМ (переносные).



Рис. 1. Схема функций нефтехозяйства
Территория нефехозяйства должна быть ограждена, высота ограждения не менее 2,1 м. все дороги в исправном состоянии. На свободных площадках допускается посадка лиственных деревьев и кустарников, разбивка газонов.

Среди объектов нефтехозяйства нефтесклад – один из дорогостоящих объектов и представляет собой совокупность инженерных сооружений, оснащенных оборудованием для приема, хранения и отпуска всех видов нефтепродуктов.

Для с.х. предприятий разработаны типовые проекты складов нефтепродуктов суммарной емкостью резервуарного парка 40, 80, 150, 300, 600, 1200 м3 и маслоскладов с операторской.

Типовыми проектами предусмотрено два варианта расположения резервуаров – надземный и подземный.

Нефтесклады вместимостью 600 и 1200 м3 – только надземные.

При работе МТП в радиусе 10-15 км в хозяйстве организуется один центральный нефтесклад со стационарным пунктом заправки машин и с передвижными средствами заправки.

Если бригады (участки) расположены от центральной усадьбы на расстоянии свыше 15 км, то рекомендуется кроме центрального нефтесклада устраивать и бригадные хранилища ТСМ с передвижными средствами заправки.

^ Пункт заправки машин нефтепродуктами – это комплекс сооружений, предназначенный для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов (создается в бригадах с парком более 20 тракторов).

^ Пост заправки машин нефтепродуктами – это сооружение, оснащенное технологическим оборудованием для заправки машин.

Посты заправки машин подразделяются на стационарные и передвижные.

Нефтепродукты хранят на нефтебазах в резервуарах, разрешенных ГОСТ 1510-84. Выбор того или иного типа резервуара для хранения нефтепродуктов должен быть обоснован технико-экономическим расчетом в зависимости от категории нефтебазы, климатических условий, условий эксплуатации и с учетом максимального снижения потерь.

Для хранения нефтепродуктов на нефтебазах используются подземные и наземные резервуары горизонтального или вертикального исполнения. Горизонтальные цилиндрические резервуары, устанавливаемые заглублённо, получили наибольшее распространение. Они выдерживают более высокое внутренние избыточные давления и разрежения по сравнению с вертикальными.

Горизонтальные резервуары изготавливают по ГОСТ 17032 вместимостью: 5, 10, 25, 50, 75 и 100 м3. Горизонтальный цилиндрический резервуар состоит из обечайки (цилиндрическая часть) и двух днищ.

Горизонтальные резервуары можно располагать на поверхности земли или под землей. Максимально допустимое заглубление (расстояние от поверхности земли до верха обечайки) - 1,2 метра.

Заглубленные резервуары уменьшают пожарную опасность и сокращают их горючее от испарения. Схема установки резервуара в грунт показана на рис.2.



Рис. 2 Схема заглубленной установка стальных горизонтальных резервуаров.

Работы по устройству основания должны производиться в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01.

Согласно СНиП II-106-79 резервуары следует размещать группами. Общая вместимость одной группы не должны превышать:

200 000 – при использовании резервуаров с плавающей крышей (понтоном) вместимостью 50 000 м3 и более;

120 000 – при использовании резервуаров с плавающей крышей вместимостью не менее 50 000 м3;

120 000 – при хранении нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки выше 45С в резервуарах со стационарной крышей;

80 000 – при хранении нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 45С и ниже в резервуарах со стационарной крышей.

Резервуары вместимостью до 400 м3 (включительно) для нефти и нефтепродуктов допускается располагать на одной площадке в группе общей вместимостью 4000 м3, при этом расстояние между стенками резервуаров не нормируется, а расстояние между ближайшими резервуарами соседних групп вместимостью до 4000 м3 следует принимать 15 м.

Расстояние между наземными резервуарами для нефтепродуктов, располагаемыми в одной группе, должно быть:

0,5 диаметра, но не более 20 м для резервуаров с плавающей крышей;

0,65 диаметра с понтоном;

0,75 диаметра, но не более 30 м со стационарной крышей при хранении нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 45С и 0,5 диаметра.

Расстояние между стенками ближайших резервуаров, расположенных в соседних группах, должно быть 40 м – для наземных резервуаров, 15 м для подземных резервуаров. Оборудование резервуаров представлено на рис. 6.4.



Рис. 6.4. Основное оборудование резервуара:

1 - сливной колодец; 2 - быстроразъемная муфта; 3 - сливной фильтр; 4 - колодец резервуара; 5 - сливной трубопровод; 6 - измерительное устройство; 7 - угловые огнепреградители; 8 - вентиль; 9 - воздушный трубопровод; 10 - дыхательный клапан; 11 - всасывающий трубопровод; 12 — приемный клапан.
Сливное устройство используется для приёма топлива из автоцистерн. Состоит из:

Быстроразъёмные сливные муфты предназначены для соединения подающего шланга автоцистерны со сливной трубой резервуара.

Сливная труба устанавливается на расстоянии от днища резервуара не более 200 мм. Для предотвращения попадания наружного воздуха, сливной трубопровод монтируют в резервуаре ниже клапана на всасывающем трубопроводе, что даст возможность обойтись без специального гидравлического затвора.

Дыхательный клапан применяется для автоматического поддержания заданных рабочих величин давления и разрежения внутри резервуара при приеме и выдаче топлива и малых дыханиях. Он снижает выброс паров горючего в окружающее воздушное пространство, предотвращает разрушение резервуара.

Горловины резервуаров плотно закрывают крышками на прокладках из листовой маслобензостойкой резины марки Б по ГОСТ 7338.

Замерный люк резервуара должен быть постоянно закрыт крышкой на прокладке и опломбирован. Он открывается только при замере уровня и отборе проб топлива.

Резервуары должны иметь закрепленные на видном месте металлические таблички, где указаны:


Определение потребности в нефтепродуктах и расчет параметров центрального нефтесклада.

Потребности в ТСМ и их расход основываются на нормах и нормативах расхода нефтепродуктов.

^ Норма расхода – показатель затрат ТСМ, необходимых для выполнения единицы работы с учетом конкретных условий.

Для автомобилей нормы расхода по бензину и дизтопливу устанавливают на 100 км пробега.

Нормы расхода масел и смазок даются в процентном отношении к общему расходу светлых топливных нефтепродуктов.

Например: расход масел М8Г; М10Г – 3,3 % от общего количества топлива.

По другим сортам моторных масел расход планируют до 4,6 %.

Планирование потребности в трансмиссионных маслах (ТАП-15 И, ТАД-17) ведется из расчета 0,4…1,7 % от общего расхода светлых нефтепродуктов.

Пластические смазки (литол, солидол) определяется из расчета 0,9…1,0 %.

Количество индустриального масла АМГ-10 – 0,1…0,2 % от общего количества планируемого топлива.

Существует и такой важный показатель как планируемая естественная убыль ТСМ.

- при отпуске с.х. предприятия 0,1…0,2 кг/т

- при хранении 0,2…0,4 кг/т

- при отпуске на АЗС 0,4…0,7 кг/т.

Потребность в дизельном топливе для тракторов можно рассчитать по формуле:



где - планируемая сезонная выработка одного трактора;

- расход топлива на единицу работы, кг/га;

- количество тракторов данной марки.

Для комбайнов годовой расход дизельного топлива можно рассчитать по формуле:

,

где - среднее количество часов работы одного комбайна на планируемый период, ч;

- средний часовой расход топлива, кг/ч;

- количество комбайнов, шт.

Для автомобилей расход топлива на планируемый год определяется по среднему годовому пробегу на один автомобиль (каждой марки).



где - средний годовой пробег на один автомобиль, км;

- норма расхода топлива, л/100 км;

- количество автомобилей данной марки, шт.

Расчет параметров центрального нефтесклада и управления запасами топлива.

В практической деятельности с.х. предприятий применяются в основном две модели управления запасами нефтепродуктов, отличающиеся друг от друга тем, что имеют постоянные или переменные объемы доставки ТСМ.

Первая модель – это такая система, организации нефтехозяйства в которой имеется постоянный максимальный запас топлива.

^ Вторая модель – это такая система организации нефтехозяйства, которая сочетает в себе модель управления с переменным объемом доставки топлива (в напряженные периоды, особенно летом) и модель управления с постоянным объемом доставки (в ненапряженные периоды).

В последнее время в практике нефтехозяйств чаще встречается модель управления запасами нефтепродуктов с переменным объемом доставки при периодическом контроле.

Определение максимального уровня запасов нефтепродуктов и вместимости резервуарного парка для обеспечения работы МТА, комбайнов, автомобилей осуществляется следующим образом.
1. Среднесуточный расход топлива (масел) рассчитывается по формуле:

,

где - среднесуточный расход топлива (масел), т/день;

- суммарный годовой расход топлива, т;

- число календарных дней в году, день.



Рис. 3. Схема определения максимального уровня запасов нефтепродуктов.
Страховой запас топливо-смазочных материалов определяется так:

,

где - соответственно максимальный и средний объемы расхода ТСМ, м.

(Страховой запас служит для обеспечения топливом и маслом МТП в случаях отклонения от среднего в сторону увеличения суточного расхода ТСМ).

3. Максимальный уровень запасов для модели с переменным объемом доставки при периодическом контроле:

,

где - средняя периодичность доставки топлива, день;

- время между проверками уровня остатка топлива, дн. (5…20 дней);

- страховой запас за время задержки заказа - при оперативном контроле запасов и за время - при периодическом контроле запасов).

4. Вместимость резервуарного парка определяется по наибольшему значению максимального запаса (для всех схем организации работы нефтехозяйства) путем деления на плотность нефтепродукта и на коэффициент использования резервуарного парка, т.е.

.

5. Среднегодовой коэффициент оборачиваемости () резервуарного парка рекомендуется определять с учетом суммарного годового расхода.

,

где - коэффициент наполнения резервуаров (рекомендуется , т.е. горизонтальные резервуары не доливаются до нижней кромки горловины на 15…20 см, бочки – на 5…7 см).
В реальных условиях работы нефтехозяйств экономически целесообразно иметь коэффициент оборачиваемости, равный 6…10.

После определения суммарной емкости резервуаров для всех видов ТСМ выбирают типовой проект нефтесклада.
^ 3. Технические средства нефтехозяйств и особенности их обслуживания.

К техническим средствам нефтехозяйства относятся средства доставки нефтепродуктов и технологическое оборудование для приема, хранения, выдачи, учета и контроля качества нефтепродуктов.

Для доставки нефтепродуктов на склады используются как транспортные так и топливозаправочные цистерны на шасси автомобилей

ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ емкостью от 3 до 9 м3.

АЦ-4,2-5,3А; АЦ-4,2-130.

В качестве передвижных заправочных средств применяют топливозаправочные агрегаты ^ АТМЗ-2,0-52 и АТЗ-2,4-52, которые предназначены для перевозки нефтепродуктов и механизированной заправки тракторов и комбайнов в полевых условиях. МЗ-3904 предназначен для заправки дизельным топливом, бензином, смазочными материалами и водой тракторов, комбайнов и др. самоходных машин, работающих в полевых условиях.

Топливозаправочные агрегаты на шасси двухосного тракторного прицепа ^ 2ПТС-4М.

Заправка машин на стационарных постах осуществляется топливораздаточными и маслораздаточными колонками различных типов.

КР – колонка с ручным управлением;

КЭР – колонка с электроприводом и местным ручным управлением;

^ КЭД - колонка с электроприводом и с управлением от дистанционного устройства;

КЭК – колонка с электроприводом и с комбинированным управлением.

Для заправки машин с дизельным топливом рекомендуется использовать колонку модели КЭР-40-1,0.

Для заправки машин бензином рекомендуется колонка КЭР-40-0,5, КЭД-40-0,5.

Автотракторное масло заправляют маслораздаточной колонкой прямоточного действия с электроприводом модели 367М, которая работает совместно с насосной установкой модели 3106А.
Для выдачи нефтепродуктов через топливораздаточные колонки используем резервуары стальные горизонтальные цилиндрические двустенные для подземного хранения нефтепродуктов. Завод-изготовитель ООО «Промхолдинг», г. Гагарин.
Технологические трубопроводы. Технологические трубопроводы подлежат проверке на герметичность и прочность в соответствии с требованиями СНиП 3.05.05. Подземные участки коммуникаций и сооружений должны покрываться антикоррозийной изоляцией. Наземные участки должны быть окрашены.

Технологические трубопроводы с арматурой, топливораздаточные колонки и сливные рукава должны быть надежно соединены в единую систему заземления.

Одностенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0,4 м в заглубленных лотках, исключающие утечки топлива за их пределы.

При использовании двухстенных трубопроводов типа «труба в трубе» с разъемными соединениями, обеспечивающими раздельную герметизацию внутреннего и внешнего трубопроводов, допускается строительство лотков.
В административном здании расположена операторская, оборудованная пультом управления и контроля за технологическими процессами на нефтебазе. В маслоскладе хранятся редко используемые сорта масел, а также все сорта консистентных смазок. В здании предусмотрено размещение пункта регенерации масла с маслоочистительной установкой. К зданию примыкает навес, под которым находятся ёмкости с отработанными и восстановленными маслами.
Все технические средства нефтехозяйств – резервуары с дыхательными клапанами и запорной арматурой, приемо-раздаточные стояки, топливозаправочные колонки и др. должны обслуживаться с учетом условий их эксплуатации. По объему проводимых работ техническое обслуживание нефтескладского оборудования подразделения на ежедневное, первое и второе.
^ Ежедневное обслуживание включает в себя подготовку оборудования к работе, контроль герметичности всех соединений, работоспособности измерительных устройств, а так же прослушивание работы всех агрегатов.

У маслораздаточных колонок проверяют работоспособность включающего устройства и автоматического выключателя.

Первое техническое обслуживание. Из резервуаров сливают нефтепродукты, очищают и промывают их, проверяют на герметичность. Эти операции проводят не реже одного раза в шесть месяцев независимо от вида ТСМ.

Периодичность заправочного оборудования при ТО-1 – 200 тыс. л. нефтепродукта, но не реже одного раза в три месяца.

^ Второе техническое обслуживание. На заправочном оборудовании проверяют работу насоса и электродвигателя. Из резервуаров сливают нефтепродукты, очищают и промывают их от загрязнений, проверяют на герметичность.

ТО-2 для резервуаров с дизельным топливом проводится один раз в год, а для резервуаров с бензинами и маслами – один раз в два года. Кроме того, ТО-2 проводят каждый раз при смене сорта нефтепродукта в резервуаре.

Обслуживание, очистка емкостей – наиболее трудоемкая и опасная работа для обслуживающего персонала. Механизированная мойка и зачистка резервуаров может выполняться с применением моечной установки ОМ-12394 – ГОСНИТИ. Дно резервуара очищается обычно вручную звеном одновременно работающих рабочих из трех человек. После ручной очистки резервуара необходимо повторить механизированную мойку.
^ 4. Пути уменьшения потерь топливо-смазочных материалов.

Одной из важнейших сторон деятельности персонала нефтехозяйств является работа по уменьшению потерь ТСМ.

Анализ результатов различных исследований по потерям нефтепродуктов показывает, что потери могут быть количественные, например, при испарении, при утечках от неплотностей в трубопроводах и соединениях и качественные – при длительном хранении снижается качество топлива.

75 % приходится на потери от испарения. Испарение легких фракций, например, из бензина приводит к снижению октанового числа, что ухудшает детонационную стойкость, способствует накоплению смол, повышенному процессу нагарообразования.

25 % приходится на потери от утечек топлива, которые обусловлены сравнительно невысокой их вязкостью, а так же несовершенством оборудования. Через неплотность, пропускающую одну каплю топлива в секунду, за сутки теряется более 4 кг, а за год около 1,5 т.

Особенно склонен к утечкам бензин.

Кроме того, потери растут из-за не герметичности оборудования, неисправности дыхательных клапанов, переливов емкости при наполнении, стекании топлива из рукавов при их разъединении.

Анализ методов борьбы с потерями нефтепродуктов показывает, что их можно объединить в шесть групп:

1. Уменьшение колебаний температуры газового пространства резервуаров.

2. Сокращение газового пространства резервуаров.

3. Улавливание паров нефтепродуктов.

4. Хранение топлива под избыточным давлением.

5. Ликвидация свободной воды в резервуарах.

6. Использование противокоррозионного покрытия внутри и снаружи резервуаров.

В с.х. резервуары окрашивают лаком с добавлением алюминиевой пудры. Коэффициент лучепоглощения такой краски сразу после ее нанесения составляет 0,33, но в результате атмосферных воздействий он постепенно повышается до 0,70.

Защита резервуаров от коррозии. Коррозия стальных металлических резервуаров резко сокращает эксплуатационную надежность pезервуаров и оборудования, снижает срок их службы, вызывает разрушение отдельных элементов конструкций и может привести к потерям топлива и авариям.

Основные способы защиты внутренних поверхностей стальных резервуаров от коррозии:

Работы по защите металлоконструкций от коррозии должны соответствовать требованиям Указаний по защите резервуаров от коррозии « Правил технической эксплуатации резервуаров»

Противокоррозионное покрытие внешних поверхностей состоит из одного слоя праймера (грунтовки) и двух слоёв битумной изоляции.

Для приготовления праймера берется одна часть нефтебитума марки 3 или 4 на три части бензина (по объему). Нефтебитум нагревается до температуры 170...200 °С, хорошо перемешивается. После охлаждения его до 50...70 оС и него наливается бензин, и смесь перемешивается до полного растворения нефтебитума.

Битумная изоляция изготавливается из 85 % битума марки 4 или смеси марок 3 и 5 и 15 % каолина или молотого известняка. Изоляция наносится и два слоя толщиной 1,5...2 мм каждый, с помощью кисти.





Портфель ученика
© lib.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации